27 марта 2009 г.
День учителя технологии Программа дня
Всего участников: 595
Репортаж
Учителя технологии – самые непоседливые из всех педагогов. Наверное, сказывается специфика предмета – им все надо подержать в руках, повертеть, понять, как это сделано и желательно, тут же самому повторить.
Именно поэтому мастерские Центра образования №293, где традиционно уже проходит День учителя технологии, были заполнены с самого утра. Хотя мастер-классы по художественной ковке, металлопластике, керамике и росписи по дереву по расписанию начинались только с часу дня, учителя там толпились уже с половины двенадцатого.
– Это нашим детям сложно, – замечает учительница, глядя, как под движениями пишущей ручки на тонкой жести возникает рисунок.
– А вы попробуйте сперва простые фигуры, хотя бы ромашку, – отвечает мастер.
– Скажите, а сколько времени уходит на такую кольчугу? – интересуются за соседним столом.
– В кольчуге тридцать тысяч колец, я делаю сто колец в час. Дети меньше. Вот и считайте, – отвечает невозмутимый преподаватель, в окружении мечей, шлемов, кованых подсвечников и щипцов похожий на былинного богатыря.
А неподалеку, за неприметной дверцей, собравшись в тихий кружок, учителя работают с глиной. Спокойно, сосредоточенно, и их никак не касается шум и толчея на лестницах, и не замечают они звуков лекции, опускающихся из актового зала. Они лепят.
…А послушать лекции, между тем, стоило. Юрий Леоньтевич Хотунцев, профессор Московского института открытого образования (www.mioo.ru) и Галина Васильевна Пичугина, главный редактор журнала «Школа и производство» говорили о проблемах преподавания технологии. Главная беда – сокращение часов.
– Будет у нас один час технологии в седьмом классе, да и тот отберут, – с горечью замечал
Юрий Леоньтевич.
Еще одна беда, по мнению Галины Пичугиной – новый стандарт образования. Аморфные, размытые, абстрактные – на эпитеты Галина Васильевна не скупилась. Впрочем, по ее мнению, в новом стандарте есть небольшая лазейка для увеличения числа часов технологии.
– В новом федеральном базисном учебном плане, который будет принят вместе со стандартом, будет две программы. Программа универсальных учебных действий и программа воспитания и социализации, – говорила она. – Под каждую из программ отведено по десять часов.
– Правда, скорее всего эти часы уйдут под подготовку к ЕГЭ – скептически заметила она. – Но все же, есть шанс.
Впрочем, по мнению Пичугиной, отчаиваться рано – стандарт еще разрабатывается.
Еще одной проблема, по ее словам – это низкая активность учителей технологии по продвижению своих разработок.
– Учителя технологии прежде всего считают себя людьми ремесленными, в этом ремесле совершенствуются, – говорила она.– Но педагогическая составляющая, к сожалению, отступает на второй план. А это сегодня очень актуально. Работайте, развивайтесь, пишите нам, и мы вас обязательно напечатаем.
А на трех этажах центра, между тем, царил карнавал ремесел. Сокращение часов, образовательный стандарт – какие глупости!
– Скажите, вы каким клеем пользуетесь? – обступили учителя преподавателя школы № 1690 (http://schools.keldysh.ru/uvk1690/adm_nov.html) Анну Тимофееву. – А как крепится бумага? А чем заполняются фигуры?
– Поролоном или бумагой, – охотно отвечала Анна Васильевна, демонстрируя яркие объемные фигуры, выполненные в ее собственной авторской технике «артишок».
– А как эта техника называется? – спрашивали у соседнего стола, который был весь заставлен красочными полотнами из цветной бумаги, а дети на глазах создавали новые картины.
– Это техника торцевания, – отвечали дети, не отрываясь от работы (http://stranamasterov.ru/technics/parting-off).
– Да вы зайдите на Mail.ru, – доносился совет с другой стороны. – Там есть блог «Своими руками» (http://blogs.mail.ru/community/hand_made/). Там не только торцевание, там столько разных техник.
– А вы журнал «Девчонки и мальчишки» (http://www.dm-magazine.ru/) читали? Там тоже много интересного.
Тем временем с лекцией «Опыт организации профильной технологической школы» в актовом зале выступал заведующий лабораторией Института содержания и методов обучения РАО Николай Родичев. Он рассказал об опыте цифровой профориентации, который развивают за рубежом и привел примеры образовательных ресурсов для подростков, направленные на выбор профессии, в Калифорнии (http://cacareerzone.org/index.html) и в Новом Южном Уэльсе (http://www.myfuture.edu.au/). Интересный опыт развивается и на Украине, где приняли государственную программу по профориентации подростков и программу «Живи и работай на Украине». Один из элементом этой программы, кстати, – установка в каждой школе электронных терминалов с сенсорным экраном, где каждый школьник может ознакомиться с перечнем популярных профессий и пройти тест на профпригодность.
Одной же из главных проблем профориентации у нас в стране, по мнению Николая Родичева, является …ЕГЭ. Он суживает поле выбора профессии ученика, вынуждая его выбирать всего несколько экзаменов.
В завершение выступления он призвал всех педагогов активней осваивать новые технологии, и заходить, в частности, на его блог «Второй век профориентации» (http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=6&).
Завершался лекционный день презентацией учебно-методического комплекта «Технология, 5–7 класс», которую проводил кандидат педагогических наук Евгений Глозман.
По словам Евгения Самуиловича, этот учебный комплект отличается от уже существующих большим (до 40%) количеством иллюстрацией, преемственностью изложения материала и компьютерным сопровождениям каждой главы. Большой упор в комплекте был сделан на учебное проектирование, причем с практическим уклоном – в каждом из учебников до ста трудовых объектов, которые можно не просто создать, но и практически использовать – даже в домашнем быту.
Подробнее об этих комплектах читайте на сайте издательства «Мнемозина» (http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/271/3286).
…Лекции закончились, но шум и голоса в мастерских все не утихали. Педагоги не хотели уходить ни с мастер-класса «Современные игрушки на основе традиционной куклы-закрутки», ни оставлять «Вышивку декоративных букв в технике золотного шитья». Кто-то, устроившись прямо на парте, торопливо строчил в блокноте детали «Технологии плетения цветов из бисера», а на мастер-классе «Жаворонки из теста»вообще было не протолкнуться.
– Жаворонки пекли, чтобы весну закликать, – говорила Ирина Сперанская, одетая в яркий традиционный сарафан. – Самые архаичные жаворонки – жаворонок с ношей, несет яички, символ продолжения жизни и их количество должно быть обязательно нечетное, как символ незавершенности.
Учителя слушали руководителя творческого объединения «Народные традиции» Центра детского творчества города Троицк и по их лицам было видно, что они уже готовы закликать весну.
Марафон продолжается!
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10:00 | Начало работы | ||||||||
10:00 – 15:00 |
| ||||||||
15:15 | Закрытие дня |