1 апреля 2011 г.
День учителя информатики Программа дня
Всего участников: 421
Репортаж
Так сложилось, что в современном мире специалисты, владеющие IT, часто становятся проводниками перемен во всех сферах жизни, и, конечно же, в сфере образования. Во всяком случае, День учителя информатики подтвердил эту тенденцию.
Как отметил заведующий отделом учебной информатики Научно-исследовательского института системных исследований РАН Анатолий Кушниренко, в ближайшее время должен появиться официальный документ, который «определит, что с 2013 года Единый экзамен по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) во всех субъектах Российской Федерации будет проводиться в компьютеризированной форме. А в последующем вероятен перевод в «компьютерный формат» ЕГЭ по другим учебным дисциплинам».
Результаты пробного экзамена по информатике и ИКТ в новом формате в этот же день были представлены Анатолием Кушниренко совместно с проректором по информатизации МИОО Вячеславом Лещинером на круглом столе «Подготовка выпускников к ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютеризированной форме».
В процессе презентации ведущие обратили внимание на то, что на компьютеризированном экзамене предполагается использовать языки КуМир и Паскаль (FreePascal)
А какие изменения будут происходить в содержании самого предмета «Информатика и ИКТ»?
Разговор об этом состоялся на семинаре председателя Научно-методического совета по математике Федерального института педагогических измерений Алексея Семенова «Стандарты и программы: настоящее и будущее». С точки зрения Алексея Львовича, направление «эволюции» учебных программ по информатике сегодня четко диктуется экономическими процессами. Так, в настоящее время на российском рынке труда стали очень востребованы специалисты в сфере IT, в особенности специалисты, владеющие навыками программирования. Это значит, что существенная часть школьного курса информатики должна быть отведена изучению основ программирования. Примечательно, что если проследить историю предмета с момента его прихода в массовую школу, то мы увидим, что в самом начале программированию уделялось большое внимание. Но затем подобные знания и навыки оказалось маловостребованным. Сейчас мы наблюдает возрастание интереса различных общественных институтов к специалистам с серьезной подготовкой в сфере информатики. «А значит, у нас есть шанс сделать информатику достаточно глубоким, фундаментальным предметом», - резюмировал Алексей Семенов.
Тема современного подхода к преподаванию информатики получила развитие на семинаре доцента кафедры теоретической физики и математического моделирования Пермского государственного педагогического университета (ПГПУ) Евгения Еремина «Профильный курс информатики в школе XXI века». Евгений Александрович представил новый авторский учебный курс, который он разработал совместно с заведующим кафедрой ин форматики и вычислительной техники ПГПУ Александром Шестаковым и учителем информатики школы № 163 Санкт-Петербурга Константином Поляковым. Одна из базовых идей этого курса заключается в следующем: современная школьная информатика должна опираться на мощную программную поддержку. К примеру, тему «Процессор» авторы курса предлагают изучать с помощью специального тренажера «ЛамПанель» (по сути, это учебная модель компьютера, управляющего ламповой панелью). «ЛамПанель» дает возможность не только освоить азы программирования, но и наблюдать практический эффект применения освоенных знаний. Например, можно видеть, как выполнение определенных логических операций ведет к изменению светящихся цифр и картинок на дисплее панели. Таким образом, для ребят становится очевидным, что двоичная система исчисления придумана учеными не просто так, а для практического использования, скажем, в электронных устройствах.
Более подробную информацию о профильном курсе «Информатика и технологии программирования» можно найти на сайте www.kpolyakov.narod.ru. Здесь же размещены презентации других авторских методических и программных разработок (в том числе, учебных программ и для школы и для вуза) и обзор современных школьных учебников информатики и ИКТ.
Оригинальные авторские разработки представил также учитель информатики школы № 37 Александр Сенокосов. Его мастер-класс «Ёксель! Система лабораторных работ по MS Excel» посвящен освоению возможностей программы Excel. Наверное, неспециалисты будут удивлены, узнав, что в свое время многие люди приобретали компьютер ради того, чтобы поработать с подобной программой. MS Excel – это не просто «таблицы с данными». С помощью электронных таблиц, созданных на базе MS Excel, можно решить массу жизненных задач различной сложности. Например, возможно, вычислить сколько будет стоить полет на самолете, если авиакомпания предоставит такую-то скидку, построить гистограммы успеваемости, почти мгновенно определить прибыль компании, если заработная плата, например, вырастет на 6% при одновременном увеличении производительности труда на 3,5% и уменьшении цены на готовую продукцию на 7% с ожидаемым увеличением сбыта на 14%. Но вот незадача: на запрос «Лабораторная Excel» в поисковике выдается множество ссылок, по которым сложно найти хотя бы одну работу, способную по-настоящему увлечь детей. Поэтому педагогу пришлось саму взяться за создание подобных работ. В результате появились лабораторные: «Обмен валюты», «Экскурсионная поездка», «Ведомость успеваемости, или Работа со стандартными формулами», «Оптовая покупка. Использование функции ЕСЛИ»… Во время знакомства с этими разработками у аудитории возникло такое множество дополнительных вопросов, что ведущий решил оставить для всех заинтересовавшихся коллег адрес своей электронной почты: Asen@lenta.ru.
Не меньший «резонанс» в зале вызвал мастер-класс учителя информатики Россошанской школы-интерната Анатолия Комаровского «PowerPoint: upgrade. Образовательные возможности MS PowerPoint». Анатолий Николаевич рассказал собравшимся о разнообразных настройках MS PowerPoint, которые позволяют вставлять в слайды звуковые файлы, проводить тестирование знаний и навыков учеников. Оказывается, PowerPoint позволяет использовать в тестировании не только задание с выбором одного или нескольких ответов, но и так называемые «задание на соответствие», а также автоматизировать обработку результатов тестирования. С разработками Комаровского можно познакомиться на сайте Россошанской школы-интерната www.rosinka.vrn.ru либо обратившись непосредственно к автору по адресу kan@bk.ru.
В завершение дня доцент механико-математического факультета МГУ Анатолий Кушниренко и заведующий сектором учебной информатики Научно-исследовательский институт системных исследований РАН Александр Леонов провели семинар «Освой КуМир за N часов, N<=6». Ведущие высказали множество конкретных практических рекомендаций по работе с известной системой программирования КуМир - Комплект учебных Миров или Миры Кушниренко (эта система используется для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе). Презентация семинара уже выложена на сайте www.test.kumir.su.
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии