28 марта 2006 г.
День учителя математики (день 2-й)
Репортаж
– Не стоит считать, что наша страна полностью провалила исследование, – начала Клара Краснянская, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО. – Да, по совокупному показателю мы оказались в группе стран c результатами чуть ниже средних.
– Но по отдельным параметрам у нас были почти максимальные результаты, – подчеркнула она. – Например, наши школьники очень хорошо прорешали блок заданий на числа. А вот задачи по комбинаторике, статистике, вероятностям оказались очень трудными. Но ведь мы сами зачастую не уделяем этому внимания, считаем второстепенным делом.
– Ну, это не в каждой школе.. – пронеслось вполголоса по рядам. – Мы тоже много занимаемся вероятностями.
– Очень сложно дались нашим ребятам задачи, которые не имеют однозначного ответа, – продолжала Краснянская. – Вот, например задача – дана таблица параметров автомобилей, и нужно по формуле определить лучший. Это просто, с этим много ребят справилось. А вот следующий уровень – вывести такую формулу, чтобы какая-то конкретная машина стала лучшей. Это же нужно сообразить, что требуется, подобрать правильную формулу, из нее вывести нужный результат, и перепроверить себя. Такого у нас в школах не преподают.
– А по каким параметрам подбирались школы? – раздался вопрос.
– Да, по каким, расскажите? – поддержали вопрос учителя.
– Это сложная методика.. – ответила Краснянская. – Составлялась репрезентативная выборка по всей стране. Были отобрали 64 региона, в них подсчитывалось общее количество школ, из них выбирались несколько школ – так, в Москве было выбрано восемь, а в школах случайным образом выбирались пятнадцатилетние школьники.
– А кто выбирал детей? Школа? – возник очередной вопрос.
– Нет, сторонние эксперты..
– Но ведь школы разные! – пронеслось по рядам. – И дети разные. Так можно отобрать вообще кого угодно..
– Так ведь в этом и смысл, – почти перекрикивая разволновавшихся математиков, объясняла Красновская. – Когда Китай нарушил процедуру отбора детей для TIMSS, результаты этого исследования потом нигде не учитывались.
– А вам не кажется, что нашим школьникам мешает образ жизни? – пробасил мужчина из второго ряда, - Например, задачи про машины или обменные пункты далеки от детей в той же Кабардино-Балкарии. Нужно, чтобы прошло время, и тогда у нас все наладиться.
– Это верно, – согласилась Краснянская. – Более того, я скажу, что PISA в мире воспринимается неоднозначно. Задания PISA направлены на ловкость, сообразительность, инициативу. Но на этом пути можно потерять и рефлексию, и точность, и рассудительность...
Время выступления подходило к концу, проектор погас, но учителя не спешили расходиться. Следующим пунктом в программе Паркетного зала значился круглый стол «Проблемы преподавания в школе элементов теории вероятностей и статистики» – тема важная, особенно в свете предыдущей лекции.
– Скажите, а как все-таки расшифровывается PISA? – осторожно поинтересовалась учительница у Краснянской.
– Это международное исследование образовательных достижений учащихся, – пояснила Клара Краснянская. – Programme for International Student Assessment. Вообще всю информацию о исследовании PISA вы можете найти на сайте Центра оценки качества образования www.centeroko.ru
– Нет вопроса – преподавать или не преподавать теорию вероятности и статистику в школе, – спустя всего десять минут открыл круглый стол Евгений Бунимович, не только депутат Мосгордумы, но и учитель математики в московской экспериментальной гимназии Российской академии образования. – Однозначно необходимо преподавать. Вопрос только как? Аксиоматику, как в вузах, детям мы давать не можем – они ее просто не поймут. Значит, есть один путь, может быть не близкий математикам, – путь эксперимента. Это и подбрасывание монетки, исследование падения бутерброда…
– Или задачи с реальным расписанием поездов из нашего задачника, – подхватил Иван Ященко, заведующий кафедрой Московского института открытого образования, включая проектор. – Вот, например, реальное расписание до станции Медведково.
– А где можно найти ваш задачник? – протянула руку учительница в первом ряду. – О нем вы можете узнать подробнее на сайтах www.mioo.ru и www.mccme.ru, – ответил Ященко.
– Исследование PISA, о котором только что рассказывали, показало, что наши дети элементарно не умеют решать задачи по статистике и теории вероятности, – поднялся со своего места Георгий Шабат, доктор физико-математических наук и профессор РГГУ. – У населения нашей страны статистическое образование на нуле. Взять те же игровые автоматы – если бы на каждом из них были крупные буквы "Здесь проиграли 20 тысяч, а выиграли пять", как на пачке сигарет – "Минздрав предупреждает", то, может быть, игроков было меньше.
– Это хорошая идея, – оживился Бунимович. – С самими автоматами мы ничего поделать не можем. А вот потребовать писать надпись на каждом автомате – это вполне в наших силах. Вы нам ее только сформулируйте..
Круглый стол удался. После завершения учителя окружили Ивана Ященко и еще долго разговаривали о преподавании теории вероятности.
– Все-таки использовать испытание Бернулли для решения – слишком сложно..
– А вот для равноправных вероятностей нужно..
– Если в задаче есть хоть какой-то элемент геометрии, ей можно смело ставить две звездочки сложности..
Два дня математики подошли к концу. Усталые смотрительницы раздавали последние пальто в гардеробе, в Большом зале паковали нераспроданные учебники и пособия, – их было мало, и выносили охапки оберточной бумаги.
Дверь Дома учителя хлопала все реже и к высоким потолкам поднималась тишина. Она простоит в Доме учителя до десяти часов утра завтрашнего дня – Дня учителя информатики.
Алексей Олейников
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru