30 марта 2007 г.
День учителя истории и обществознания Программа дня
Репортаж
Во-первых, это работа в профильных классах. Ей была посвящена треть всех занятий. Аспекты разные: мировоззренческий, методический, научный, практический.
На дискуссионном клубе «Как изучать историю революций в профильном классе», который вели обозреватель газеты «История» Анатолий Берштейн и учитель гимназии 1514 Михаил Левит, основной интригой стало описание политической ситуации, в которой мы живем: революция, реставрация и гражданская война – три тревожных процесса пока еще не нашли своего завершения. Обсуждение этой мысли потребовало от докладчика и от присутствующих не только экскурсов в отечественную и всеобщую историю, но и личных комментариев. Так и вышло: сколько историков, столько и историй. У каждого педагога есть собственная позиция, и никто не собирается в одночасье ее менять. Но тем и интересны дискуссии.
Одновременно в другом зале шел «урок» Игоря Лозбенева, учителя лицея 1511, кандидата исторических наук, на тему «Февральская революция в России». На сцене доска, перед ней учитель, рядом группа детей на стульях. Учитель увлечен, дети внимательны. Вот, собственно, и все: ни наглядности, ни компьютера, ни слайдов. Даже плана урока не было объявлено. А по ходу выяснилась и то, что ничего «такого» делать с детьми учитель не собирается: он будет говорить сам. Невиданная дерзость в век педагогических технологий! Умная живая речь, спонтанно рождающаяся в ассоциациях от факта к детали, от детали к историческому портрету, от него – к обобщению. Увлекательная речь хорошего специалиста в рамках урока – теперь это большой дефицит. Благо, профильное обучения предусматривает жанр лекции.
Доктор наук Сергей Базанов из Института российской истории РАН читал классическую лекцию «Российская армия и революция 1917 года: неизвестные факты и новые интерпретации». Все – о том, как это было: события, имена, представления. В деталях, крупно, аргументировано. Это важно: именно мелочи цепляют интерес учеников, а их-то как раз в методичках нет. А тут – и почему не давали спиртное солдатам первой мировой и чем на самом деле являлось братание в окопах…
Элективным курсам по истории в системе профильного обучения было посвящено выступление Михаила Пономарева, автора одноименного пособия, и Владимира Клокова, редактора издательства «Дрофа». Демонстрировалась интерактивная карта, сделанная по принципу «слоев». Участники семинара буквально «снимали исторические слои», при этом могли щелкать по красным кружочкам, чтобы увидеть иллюстративный материал, относящийся к данному времени и месту. Готов, есть в продаже диск «История древнего мира» и диск для 6 класса. Ожидается новое чудо, уже с анимацией: «Электронный атлас по истории для 6 класса».
Лекцию-презентацию «История в профильной школе и современные образовательные технологии» провела Елена Саплина, кандидат педагогических наук, доцент МИОО, заместитель директора Центра исторического образования. «Смотреть, видеть, извлекать информацию и понимать эпоху – это то, чему мы должны учить. Но учить этому очень трудно», – говорила учителям Елена Владимировна. Действительно, если умело смотреть и понимать то, что она показывает, можно обнаружить в себе специалиста по созданию элективов. Как из простой темы сделать элективный курс? Даже картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» может стать темой, задачей для понимания многих загадок петровской эпохи. Правда, надо помнить, что тут «два мира сошлись». И вообще, главное при создании электива – нахождение нужного ракурса, осознанность выбранной точки зрения: можно приподняться над историей в курсе «Судьбы реформаторов», а можно войти в нее изнутри в роли журналиста, экономиста, адвоката – в теме «Повседневная жизнь советского общества».
Так же речь шла о подготовке к ЕГЭ. Елена Рутковская, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, ведущий научный сотрудник ФИПИ говорила на тему «ЕГЭ как новая форма аттестации учащихся по обществознанию». До 2009 года новых моделей заданий в экзамене не будет. Однако в ближайшее время на сайте ФИПИ будут выставлены для обсуждения и новые варианты заданий 2009 года.
Известно, что сейчас ЕГЭ по обществознанию включает в себя проверку знаний по экономике и праву. Возможно, эта ситуация к 2009 году изменится, и экзамены по праву и экономике будут отдельные. В заключение внимание педагогов было обращено на программу «Эксперт ЕГЭ», находящуюся на сайте ФИПИ. Дело не только в том, что там можно найти примерные ответы на вопросы части С, увидеть базу детских ответов, но и в том, что учитель может научиться самостоятельно оценивать экзаменационные задания.
Ряд занятий был посвящен особенностям изучения истории и обществознания в разных классах.
Вряд ли стоит применять проблемное обучение там, где дети еще не овладели необходимой информацией и руководствуются только житейскими представлениями. Об этом говорила и Елена Саплина в лекции «Современный учебник истории», и Евгения Королькова на занятии «Обществознание в 5 – 9 –х классах по Л.Н. Боголюбову». Понятие добывается постепенно, через наблюдения и опыт, поэтому главное в работе учителя с детьми среднего школьного возраста – грамотный, тактичный перевод житейских представлений в теоретические. И тут важен яркий рассказ, работа с иллюстрацией, картой, схемой. Первое дело – учить добывать из них максимум новой информации. Видеть то, о чем не сказал учебник или учитель.
А Владимир Шестаков, доктор исторических наук, ученый секретарь Института российской истории РАН, автор учебников для старших классов, разъяснял философские и концептуальные основания своей периодизации истории России XX века: «Даже сломанные часы два раз в день показывают правильное время – даже при полном поругании здравого смысла в политике и экономике наша страна все же делала определенные успехи».
И, наконец, в этот день в Доме учителя были просто очень интересные темы и рассказчики. Марина Шипунова, научный сотрудник Государственного исторического музея показывала презентацию о работе учителей и учеников Москвы в музейных залах. Оказывается, там они проводят уроки. Такие уроки, подготовленные вместе с сотрудниками музея, могут идти и 4, и 5 часов – детям не надоедает: «Куликовская битва: люди и вещи», «Государев двор XVI века», «Русские крепости». Технологии работы с экспонатами самые разные. В этом может убедиться любой учитель, если обратится в культурно-образовательный отдел ГИМ. Вам будут рады.
Андрей Кулаков, старший научный сотрудник ФИРО, учитель, автор УМК «Религии России» рассказывал о том, как пройти учителю между Сциллой и Харибдой преподавания религиоведческого цикла: не впасть в богословие и не проповедовать атеизм, а идти посередине. Конек Андрея Кулакова – путешествия по всему миру. Он ездит, смотрит, записывает – так рождаются его необычные уроки, «Как звучит буддизм», например. И его необычные технологии работы с религиоведческим материалом, например, дописывание пропущенных слов в «Символе веры» или «Джатаках», комментариях к произнесенным Буддой строфам. Поездками по российской глубинке продиктовано и это его суждение: «Изучение православия возможно не везде, а только там, где действительно ощущается в этом необходимость».
Людмила Кожурина
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | |||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | |||||
11:00 – 12:15 |
| |||||
12:30 – 13:45 |
| |||||
14:00 – 15:15 |
| |||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |