Рейтинг@Mail.ru

4 апреля 2007 г.

День учителя биологии  Программа дня

Репортаж

Екатерина Филимонова, учительница из 117-й московской школы, показала, как один из самых стрессовых моментов урока, опрос, превратить в расслабляющую паузу или в физкультминутку. В фильме, снятом учениками Филимоновой на обычных уроках, показан так называемый «спящий опрос»: ребята сидят с закрытыми глазами, положив головы на парты, почти дремлют. А учитель медленно читает правильные (или ложные) ответы на вопросы контрольной. Если ученики согласны с прочитанной фразой, они поднимают руки, если нет – продолжают дремать. Пара наблюдателей, страдающих бессонницей, помогают преподавателю: находят взглядом тех, кто не вовремя поднял (или опустил) руку, и кладут рядом с ними специальные штрафные карточки. Через пять минут отдохнувшие ученики оглядывают свои парты. У кого нет ни одной штрафной карточки, те радостно бегут за пятерками. Остальные открывают учебники и начинают разбираться в своих пробелах. За «спящий» опрос ставятся только отличные отметки. Иначе какая же релаксация?

Опрос-физкультминутка заставляет учеников «голосовать» за правильный ответ ногами: все встали, кто согласен – делает шаг вперед. Получается, и подвигались, и материал вспомнили, и настроение улучшилось. Анастасия Тимофеева, учительница из славянско-англо-американской школы «Марина», рассказала о том, как превратить компьютер из здоровьеразрушающего фактора в здоровьесберегающий: например, чередовать информативные слайды тематических презентаций с картинами природы, что позволит детям отвлечься, успокоиться.

Серьезно заниматься биологией можно не только в профильном классе. Талантливые педагоги умудряются увлечь обычный класс исследовательской, проектной работой. Ученики Ирины Долговой, преподавателя 1972-й школы, участвуют в ежегодной дистанционной олимпиаде по биологии. Возможность поработать в команде и индивидуально, поставить интересный эксперимент, познакомиться с разными источниками информации – все это не только в биологии важно, но и в жизни.

Другое средство приобщения детей к биологии – экологический отряд. Галина Барсукова, учитель 1943-й школы, рассказала о том, как создать такой отряд у себя в школе, в каких интересных акциях, проектах можно принять участие.

Елена Федотова, педагог 1344-й школы, рассказала об организации экологического лагеря. И о том, какие московские научные и культурные центры готовы сотрудничать со школой. Важная часть такого сотрудничества – привлечение родителей к процессу образования и воспитания детей.

В Паркетном зале шли лекции и дискуссии, посвященные актуальным проблемам современной биологической науки. Анна Смирнова, кандидат биологических наук, сотрудник МГУ, рассказала об экспериментах по обучению обезьян человеческой речи. Конечно, в силу особенностей устройства гортани шимпанзе не может произносить слова, зато способен понимать человеческую речь, выполнять просьбы людей, «говорить» о своих чувствах и желаниях при помощи языка жестов или специальных символических карточек. Опыт общения с животными помогает нам понять, что нужно бережнее относиться к соседям по планете.

Светлана Боринская, кандидат биологических наук, сотрудник Института генетики РАН, говорила о происхождении жизни на земле с точки зрения молекулярной генетики. Логическим продолжением ее лекции стала дискуссия на «круглом столе» о месте теории эволюции в современной системе преподавания биологии. Времени на масштабный разговор не хватило, поэтому учителя продолжили бурное обсуждение в коридорах: о слабости эволюционной теории, о сложной проблеме соединения естественно-научного и христианского мировоззрений и, наконец, о том, как трудно отвечать на простые детские вопросы, как много приходится читать специальной литературы и как мало помогают в поисках ответов устаревшие или написанные не слишком добросовестными авторами школьные учебники.

Информацию об учебниках нового поколения, интегрированных, включающих в себя современную достоверную информацию из разных областей человеческих знаний, педагоги могли получить в соседних аудиториях.

Закончился день демонстрацией возможности соединения строгой науки с живописью, музыкой, театром. Владимир Абрамов из Северодвинска использует на своих уроках репродукции картин художников-анималистов, Валентина Смелова из Ноябрьска разыгрывает с учениками целые спектакли. Биология – наука о жизни, и преподавать ее надо так, чтобы не убить ненароком красоту изучаемого объекта. С этой ценной мыслью и разнообразными идеями по реализации задуманного учителя разошлись по домам.

Людмила Печатникова

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

Лекция

О биологических предпосылках речи человека

ЗОРИНА З. А., доктор биолог. наук МГУ им. М.В.Ломоносова


Происхождение и развитие жизни на Земле с точки зрения молекулярного генетика

БОРИНСКАЯ С. А., к.биол.н., ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома, институт общей генетики им. Н.И.Вавилова


Творческие мастерские

«Памяти И.Я. Лернера»

ЛЕРНЕР Г. И., автор представляемых работ, профессор кафедры методики обучения биологии в МИОО


«Информационные технологии: друзья или враги?»

ТИМОФЕЕВА А. В.


«Методика подготовки учащихся к олимпиаде по естествознанию»

ДОЛГОВА И. И., шк. № 1972, г. Москва


«Здоровьесберегающие техологии на уроках биологии»

ФИЛИМОНОВА Е. И., шк. № 117, г. Москва


«Работа с одаренными детьми»

АПАЛЬКОВСКАЯ М. С., шк. № 680, г. Москва


Издательство «Просвещение»

Единая информационно-образовательная среда по биологии. Проект «Сферы». УМК «Живой организм» для 6 класса

КУЧМЕНКО В. С., к.п.н.;
СУХОРУКОВА Л. Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой ботаники, теории и методики обучения биологии ЯГПУ


Издательство «Дрофа»

Преподавание биологии по учебникам издательства «Дрофа» в свете модернизации Российского образования

МОРЗУНОВА И. Б., к.б.н., дирктор центра ЕНО Корпорации «Российский учебник»


12:30 – 13:45

Круглый стол

История развития жизни на Земле

МАМОНТОВ С. Г.


Творческие мастерские

«Организация работы детского экологического отряда»

БАРСУКОВА Г. Л., шк. № 1943, г. Москва


«Решение проблем современных учебников с помощью компьютерных технологий»

ДМИТРИЕВА О. С., шк. № 1934, г. Москва


«Формы и методы работы в предпрофильном обучении»

ВАСИНА М. А., шк. № 114, г. Москва


«Работа учителя биологии в профильном классе»

МИНИНА З. Б., методист по биол. ОМЦ СЗАО


«Проведение лабораторного практикума»

АВЕРЧЕНКОВА О. Е., шк. № 1256, г. Москва


Издательство «Просвещение»

Литература издательства «Просвещение» по биологии и естествознанию для 10–11 классов

ЛИПКИНА Е. К., заведующая редакцией географии и естествознания издательства «Просвещение»


Издательство «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»

Экология и системное познание. Особенности преподавания экологии в профильных классах по УМК «Экология»

ЭКЗЕРЦЕВА Е. В., к.п.н., доцент кафедры БП и ЖД МГТУГА и кафедры Космического мониторинга МАТИ


14:00 – 15:15

Мастер-класс

Методика использования репродукций художников-анималистов на уроках биологии

АБРАМОВ В. И., г. Северодвинск


Развивающие задания в курсе биологии 6–7 кл. (Презентация)

ЯНУТЕНЕНЕ С. А., г. Москва


Творческие мастерские

«Взаимодействие школы с культурными и научными центрами Москвы»

ФЕДОТОВА Е. А., шк. № 1344, г. Москва


«Организация школы устойчивого развития»

КУРОЧКИНА О. Н., лицей № 1547, г. Москва


«Музыка, искусство, движение и драма в биологии» — интегративная модель обучения и воспитания (Мастер-класс)

СМЕЛОВА В. Г., к.п.н., старший научный сотрудник ФГБНУ ИСМО РАО


Издательство «Мнемозина»

Новая линия учебников по биологии. Актуальные вопросы биологического образования школьников

АСТАНИНА С. Ю., к.п.н., доцент, заслуженный учитель РФ


Издательский центр «Академия»

УМК по биологии для 10–11-х классов в соответствии с ГОС-2004 г.

СКВОРЦОВ П. М., к.п.н, руководитель городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе» Московского центра качества образования; член методической комиссии по биологии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ); доцент кафедры методики преподавания биологии МИОО


15:15 – 16:30

Закрытие дня