18 апреля 2008 г.
День школьного и детского библиотекаря Программа дня
Репортаж
Дискуссия об информационной культуре |
|
Людмила Улицкая: я рада вас приветствовать! |
Людмила Улицкая рассказывает |
Вдохновенный обзор новых книг в исполнении Татьяны Рудишиной |
|
Вопросы из зала |
Наталья Ключарёва, Ольга Громова
По степени эмоционального накала и широте обсуждаемых тем День школьного библиотекаря был чрезвычайно насыщенным.
Начался день с лекции главного редактора газеты «Библиотека в школе» Ольги Громовой «Развитие информационной культуры школьников: проблемы и подходы».По мысли Ольги Громовой, существует два подхода к развитию информационной культуры школьников – то есть умения работать с информацией: академический и прикладной.
Сторонники первого ориентируются на традиционные трансляционные технологии классно-урочной системы (лекция, проверка знаний, практика) и отстаивают идею введения специального предмета в школьное расписание. Во втором варианте используются методики развивающего обучения, постановки проблем и самостоятельной исследовательской работы детей, в ходе которой они и осваивают все виды работы с информацией: от запроса и поиска до самостоятельных выводов.
Ольга Громова – приверженец второго подхода. Он практикуется пока в основном за рубежом, тогда как наши библиотекари все еще опасаются отпускать школьников на самостоятельные поиски информации и ответов на свои вопросы. Ольга Громова попробовала убедить своих коллег, что ничего страшного в этом нет: в итоге дети приходят к тем же выводам, но сами, а такое знание, в отличие от прослушанной и тут же забытой лекции, остается с человеком на всю жизнь.
За границей воспитанием информационной культуры занимается каждый учитель: это прописано в должностных обязанностях педагога. По мнению Ольги Громовой, российская школа должна тоже к этому стремиться. В некоторых учебных заведениях уже практикуются, например, уроки в библиотеке, когда учитель заявляет тему и не дает детям готовый материал, а предлагает самим при помощи всех ресурсов библиотеки найти необходимую информацию, а потом её отобрать, оценить, обработать.
Следующая лекция имела абсолютный успех: в большом актовом зале не было свободных мест. Писатель Людмила Улицкая рассказывала о своем детском проекте «Другой, другие, о других», который координирует некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека».
Книги, выпускаемые в рамках этого проекта, направлены на то, чтобы хоть как-то смягчить резкое неприятие всего чужого, свойственное многим взрослым, а, следовательно, и детям. По словам Улицкой, ненависть к непохожему вызвана страхом, а страх происходит от незнания. Поэтому детям нужна, прежде всего, корректная и правдивая информация. Здесь не должно быть запретных тем: с ребенком необходимо говорить обо всем, иначе о сложных вещах, требующих вдумчивого и серьезного разговора, он узнает от циничных и невежественных сверстников.
В рамках проекта вышло уже четыре книги: Веры Тименчик «Семья у нас и у других», Анастасии Гостевой «Большой взрыв и черепахи» (о происхождении мира), Александры Григорьевой «Путешествие по чужим столам» и Раисы Кирсановой «Ленты, кружева, ботинки». Еще несколько книг сейчас в работе: о правах человека, об инвалидах, о преступлениях, о рождении и смерти. Книги построены на соединении сюжетного повествования и энциклопедических информационных блоков. Чтобы учителям и библиотекарям было легче работать с таким непростым материалом, к каждой из уже вышедших книг разработаны по заказу фонда «Пушкинская библиотека» методички для проведения уроков. В мае они уже выйдут в свет.
Всеми вопросами распространения книг проекта и методичек занимается фонд «Пушкинская библиотека».
Завершился день традиционным обзором новинок детской литературы за последний год, который подготовила Татьяна Рудишина, главный библиотекарь ЦГДБ им. Гайдара. На этот раз Татьяна Рудишина говорила в основном об авторах, попавших в поле зрения всевозможных конкурсов и премий в области детской литературы. Тон здесь задает, конечно, «Заветная мечта».
Из финалистов 2007 года Татьяна Рудишина особенно рекомендовала Илью Боровикова с детской антиутопией «Горожане солнца» (издательство «Вагриус») и Валерия Воскобойникова с оптимистичной книгой «Все будет в порядке» (издательство ОГИ).
Кроме того, Татьяна Рудишина посоветовала обратить внимание на «Детское время» Михаила Яснова (издательство «Детгиз-Лицей»), на книгу стихов Марины Бородицкой «Прогульщик и прогульщица» (издательство «Самокат») и на сборник воспоминаний о Юрии Ковале – «Ковалиную книгу», выпущенную издательством «Время».
Рассказать обо всех новинках детской литературы Татьяна Рудишина, увы, не успела. И пообещала продолжить этот увлекательный разговор на районных библиотечных семинарах.
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | |||
---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | |||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | |||
11:00 – 12:15 |
| |||
12:30 – 13:45 |
| |||
14:00 – 15:15 |
| |||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |