Рейтинг@Mail.ru

2 апреля 2009 г.

День учителя географии  Программа дня

Всего участников: 544

Репортаж

img1

Л.Г. Вовенко (Сочи)

img2

А.Ф. Давыдов (Москва). Мастер-класс «Как работать
с картодиаграммами?»

img3

М.Г. Деев (Москва). Лекция «Мировой океан, каким его видит современная наука»

img4

Д.В. Заяц (Москва). Лекция «Новые Интернет-ресурсы для уроков географии»

Алексей Олейников

Фотографии В. Строковского


Этот день открылся лекцией «Мировой океан, каким его видит современная наука» Михаила Деева [3], старшего научного сотрудника кафедры океанологии МГУ.

Михаил Гаврилович рассказывал о том, насколько продвинулось сегодня представление о географии океанов.

– Если еще двадцать лет назад выделяли ложе океана и материковый склон, то сегодня мы видим, что есть срединные океанические хребты, глубоководные желоба, материковый шельф, отмель, склон – подводные окраины материков. К примеру, взгляните на этот слайд… Учителя склонялись над блокнотами. Однако зал был большой, и видно было не всем.

– Не беспокойтесь, этот материал мы дадим в одном из наших летних номеров, – поспешила  успокоить педагогов Ольга Коротова [10], главный редактор газеты «География» (http://geo.1september.ru).

Кстати, на сайте газеты в свободном доступе выложены статьи по теме «География океанов» (http://geo.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=110010). А связаться с самим Михаилом Гавриловичем Деевым можно по адресу deev@ocean.geogr.msu.su.

Тем временем в соседнем зале проходил круглый стол «Как поступить на географический факультет?», который вела Ирина Шилина [17], заместитель декана географического факультета МПГУ. Она рассказала об условиях приема на геофак в 2009 году, перечне экзаменов (география, русский язык, биология или иностранный язык), и пригласила всех на сайт факультета http://www.geofak-mpsu.narod.ru/. Кстати, 6 апреля на факультете был День открытых дверей, а 12-го прошла олимпиада по географии для московских школьников.

– Мы готовы к любым формам сотрудничества, – закончила свое выступление Ирина Борисовна. – Наши студенты могут проходить педагогическую практику в ваших школах, учителей географии вместе с учениками мы приглашаем поработать на наших экспериментальных площадках, готовы проводить мастер-классы. В общем, мы открыты для любых предложений. Звоните в деканат (683-14-30), мы будем рады.

А буквально «через дверь» проходил семинар «Сочетание последних достижений академической географической науки с приемами педагогики сотрудничества на примере УМК «География» изд-ва «Русское слово».

– Я стремился увязать все школьные предметы, – рассказывал  автор учебников Евгений Домогацких об особенностях учебно-методического комплекта. – Главный упор в учебнике сделан  на логичность, увлекательность изложения и межпредметные связи. География – чудесный предмет, ведь каким мы покажем мир нашим детям, в таком мире они и будут жить. Давайте сделаем его интересным!

Подробнее узнать об этих учебниках вы можете на сайте издательства «Русское слово» http://www.russkoe-slovo.ru. А в методическом разделе (http://www.russkoe-slovo.ru/metodika/met_prog.shtml) можно скачать и программы к УМК этого издательства.

 Второй блок этого дня продолжился лекцией «Новые Интернет-ресурсы для урока географии», которую вел научный редактор газеты «География» Дмитрий Заяц [4]. Он показал новые формы использования возможностей Интернета на уроках географии на примерах ресурсов космических снимков http://wikimapia.org/.

– Интернет – это лишь средство усиления наглядности для думающего учителя, – сказал Дмитрий Викторович, ища на спутниковом снимке Волжскую ГЭС. – Это просто очень удобная интерактивная модель, которую легко использовать для учебных целей.

Действительно, получалось весьма наглядно. Например, нам нужно провести урок по энергетике России. Два щелчка мыши и пожалуйста – вот Калининская АЭС возле города Удомля, вот Сургутская ГРЭС. Видны как отличия, так и сходства разных типов электростанций, вся инфраструктура – дамбы, генераторы, подъездные пути – как на ладони.

А в конце лекции Дмитрий Викторович просто засыпал учителей полезными ссылками. И ресурсы с космическими снимками: от агентства НАСА (http://space.jpl.nasa.gov/) до российского сайта http://kosmosnimki.ru/, и немецкий сайт климатограмм по метеостанциям всех континентов http://www.klimadiagramme.de/, и сайт с данными по численности населения городов, стран и территорий всего мира http://world-gazetteer.com/, и сайт, посвященный глобальным изменениям климата http://climatechange.ru/.

Закончился день лекцией «Особенности подготовки к единому государственному экзамену по географии», которую проводила Нина Яковлева [13, 14], начальник управления образования Юго-Западного округа Москвы.

Принципиальных изменений в ЕГЭ 2009 года по географии не будет, поспешили успокоить учителей методисты МИОО. Главное – новые даты проведения. Досрочный ЕГЭ пройдет 29 апреля, основной – 1 июня, третью попытку выпускники смогут сделать 19 июня, четвертую – 13 июля, и последний день проведения ЕГЭ – 17 июля. В этот день, кстати, можно сдать любой предмет, а не только географию.

Впрочем, в дальнейшем разговоре выяснилось, что всё же некоторые изменения в ЕГЭ были внесены.

– За бывшие однобалльные задания части «В» теперь начисляется два балла – сообщил Леонид Перлов [13,14], учитель географии лицея № 1492 г. Москвы. – Это задания на соответствия, в которых ученик получал балл только за три правильных ответа. Если же он указывал только два верных решения, то балла не было. Мы это исправили, поэтому общий балл по ЕГЭ теперь не 60, а 61.

– Как же нам готовить детей, когда вы постоянно исправляете задания? – удивился один из учителей.

– Демоверсии ЕГЭ и КИМы выложены на сайте ФИПИ (http://fipi.ru/) и методической лаборатории географии МИОО (http://geo.metodist.ru/) еще с зимы, – заметил Леонид Евгеньевич. – Экзамен по географии непростой, и готовиться к нему надо минимум за полгода. Однако сдать его возможно.

– А какой ЕГЭ простой? – резонно поинтересовались из аудитории.

– Коллеги, МИОО с 1-го апреля запускает интернет-проект «Подготовка к ЕГЭ» (http://mioo.ru/ogl.php) для всех московских школ, – сообщила Нина Яковлева. – Там выложен целый цикл занятий, при выполнении которых ученики будут хорошо подготовлены к ЕГЭ.

– В том виде, в каком ЕГЭ существует сейчас, его не должно быть, – резко выступил Рустам Хабибуллин [14], методист ОМЦ Южного округа города Москвы. – Авторы ЕГЭ очень далеки от учебных программ и учебников, по которым мы учим детей. Например, есть вопрос – назвать регионы, где добывают и обрабатывают лен. А у нас в стране последний завод по обработке льна закрылся четыре года назад. Что должны писать на ЕГЭ дети из этих областей? Я подготовил анализ тем и заданий ЕГЭ-2009. Вы найдете его на сайте http://www.omc-sinergi.ru/, в разделе «География» лаборатории предметов естественно-математического цикла, в подразделе «Документы». Там перечислены основные ошибки при сдаче ЕГЭ. Надеюсь, вам это поможет.

– Коллеги, ЕГЭ постоянно совершенствуется, – подытожила Нина Яковлева. – До последнего дня. И мы стараемся, чтобы в заданиях не было никаких досадных ошибок. Сегодня ЕГЭ – это реальность, с которой всем нам приходится иметь дело.


img5
img6
img7

А.С. Соловейчик открывает День географии

Учителя на лекции о Мировом океане

Идет мастер-класс

img8
img9
img10

О.А. Панасенкова и Э.В. Ким. Семинар «Формирование личности учащихся: потенциал школьной географии»

И.И. Кокина (Химки, Московская обл.). Мастер-класс «Как повысить интерес учащихся к географии»

М.Г. Деев и О.Н. Коротова

img11
img12
img13

К.С. Лазаревич. Круглый стол
«Что из себя представляет земная кора»

Звучит музыка

Н.И. Яковлева и Л.Е. Перлов. Лекция
«Подготовка к ЕГЭ по географии»

img14
img15
img16

Л.Е. Перлов, Н.И. Яковлева и Р.Х. Хабибуллин.
Обсуждение ЕГЭ

С.В. Рогачев и А.Ф. Давыдов. Мастер-класс «Карта — главное действуюшее лицо урока географии»

Учителя на лекции об Интернет-ресурсах


img17
img18

И.Б. Шилина и Д.В. Заяц. Круглый стол
«Как поступить на географический факультет МПГУ»

Н.В. Якобс (Коломна, Московская обл.). Мастер-класс
«Как повысить интерес учащихся к географии»

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

Лекция

Мировой океан, каким его видит современная наука

ДЕЕВ М. Г., к.геогр.н., старший научный сотрудник кафедры океанологии МГУ


Круглый стол

Как поступить на географический факультет?

Доклады:

  • ФИЛАТОВА Е. В., канд. геогр. наук, декан географического факультета Московского педагогического государственного университета


  • Что из себя представляет земная кора, по мнению современных ученых, и что нужно изменить в преподавании этой темы в школе?

    ЛАЗАРЕВИЧ К. С., канд. геогр. наук, научный редактор газеты «География»


Издательство «Русское слово»

Сочетание последних достижений академической географической науки с приемами педагогики сотрудничества на примере УМК «География» изд-ва «Русское слово»

ДОМОГАЦКИХ Е. М., заслуженный учитель РФ, почётный работник общего образования РФ, автор учебников и научно-популярных книг по географии


Издательство «Экзамен»

Система учебных пособий по подготовке к ЕГЭ по географии: контурные карты, рабочие тетради, наглядные пособия

БАРИНОВА И. И., д.г.н., профессор каф. методики преподавания географии;
ЯЛЫШЕВА Л. В., к.п.н., доцент кафедры географии МИОО, учитель географии, директор лицея №18 г. Королёва


Видеолекция

Выбор региона размещения промышленных предприятий России

ГОЕВ К. А., учитель географии центра образования № 654 Москвы


 33664%
 5010%
 459%
 6312%
 295%
12:30 – 13:45

Лекция

Новые интернет-ресурсы для урока географии

ЗАЯЦ Д. В., к.геогр.н., доцент МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра географии мирового хозяйства


Мастер-класс

Как повысить интерес учащихся к географии?

Доклады:

  • КОКИНА И. И., учитель географии лицея № 10, г. Химки, Московская обл.


  • Как работать с картодиаграммами?

    ДАВЫДОВ А. Ф., учитель географии СШ № 2009


Круглый стол

Учитель географии в Школе информатизации

Доклады:

  • Интерактивные аппаратно-программные комплексы в преподавании географии в общеобразовательной школе

    НОВЕНКО Д. В., старший преподаватель кафедры ИТиОС МИОО


  • Урок географии в ИКТ-насыщенной учебной информационной среде

    НИЖАРАДЗЕ Г. А., старший преподаватель кафедры географии МИОО


  • Курс дистанционной ИКТ-поддержки обучения географии в единой информационной образовательной среде

    РОДИОНОВА М. А., учитель географии гимназии № 1508 г. Москвы


  • Интеграция курсов географии и информатики на основе систематического использования школьной геоинформационной системы

    ЖИЛЯЕВА И. Г., учитель информатики ЦО №1865;
    ТИЩЕНКО Н. И., учитель географии ЦО № 1865


Семинар

Журнал «Живописная Россия»: человек и природа в регионах России

БОРСУК О. А., канд. геогр. наук, доцент Географического ф-та МГУ, научный рук. эколого-географического направления школы № 654 им. А.Д. Фридмана г. Москвы


Видеолекция

Как провести интересный урок по географии России

ВОЛЫНКИНА В. М., Почётный работник образования, учитель высшей категории гимназии №1554 г.Москвы


 20541%
 19139%
 6413%
 204%
 143%
14:00 – 15:15

Семинар

Формирование личности учащихся: потенциал школьной географии.

Доклады:

  • КИМ Э. В., заведующая методической лабораторией географии МИОО


  • Формирование культурно-географиче­­с­кой компетентности при изучении курса «География России».

    ПАНАСЕНКОВА О. А., методист лаборатории географии МИОО


  • Этнокультурная составляющая географического образования как ресурс для развития личности учащегося.

    ЛАНДИНА Т. Е., учитель географии ЦО № 1409, САО


  • Сайт учителя географии как средство организации учебного процесса.

    УЛЬЯНОВА Т. В., учитель географии ЦO № 109 ЮЗАО


Мастер-класс

Развитие познавательного интереса учащихся средствами проектной деятельности на уроках по географии России

Доклады:

  • ЯКОБС Н. В., методист


  • Карта — главное действующее лицо урока географии

    КОРОТОВА О. Н., к.п.н., глав. ред. газеты «География»


Лекция

Особенности подготовки к единому государственному экзамену по географии

ЯКОВЛЕВА Н. И., ав. кафедрой географии и экологии МИОО, профессор, д.п.н., заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по географии г. Москвы


Видеолекция

Обучающие задачи по географии

САФИЕВА О. В., учитель географии СОШ №1040 г.Москвы


 19440%
 14830%
 12225%
 225%
15:15 – 16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии