Рейтинг@Mail.ru

7 апреля 2009 г.

День учителя химии  Программа дня

Всего участников: 546

Репортаж

img1

М. Ахметов: «Трудность изучения химии связана с тем, что учащиеся должны уметь представлять себе некие образы, модели, на основе которых они смогут выполнять многие мыслительные операции».

img2

Профессор Р.Лидин рассказывает о системе подготовки к ЕГЭ по химии

img3

На лекции об особенностях подготовки
к ЕГЭ по химии

img4

Профессор Г.Чернобельская: «Постоянная забота об экономии учебного времени заставляет нас выбирать технологии обучения, позволяющие ученику расходовать на изучение химии столько времени, сколько требует его психическое развитие. Отсюда  поиск методов индивидуализации обучения»

Елена Куценко

Фотографии В. Строковского


Глядя на расписание этого дня, хотелось воскликнуть: «Призрак бродит по залам Марафона. Призрак ЕГЭ». Этой нерадостной аббревиатурой пестрели и вертикальные (временные), и горизонтальные (пространственные) линейки. Тем не менее организаторы, ведущие и участники постарались не сводить разговор к этому. Большинство выступлений все же было посвящено новым методическим подходам и технологиям при обучении химии.

Марат Ахметов, кандидат химических наук, заведующий кафедрой естествознания Ульяновского ИПКПРО начал свою лекцию «ЕГЭ по химии: стратегия успеха» не с перечисления заданий, тестов и формул, а с предложения задуматься об особенностях мышления ученика: «Учащихся можно разделить по ведущим типам мыслительной деятельности на 2 группы: правополушарных и левополушарных… Проведенное исследование продемонстрировало, что подавляющая часть учащихся имеет правополушарный (художественный) тип мышления». Хотя традиционно школьное обучение, особенно по негуманитарным дисциплинам, опирается исключительно на логический подход. Он предложил коллегам, говоря о химических веществах и процессах, начинать с построения в сознании детей системы взаимосвязанных образов. Ведь за любой химической формулой скрывается вполне реальное вещество, текучее, летучее или твердое; у него есть цвет, запах; у него есть название. Если миновать эту стадию знакомства, знания у детей будут не живыми, а формальными.

Можно, конечно, идти и другим путем – от знаков, логики, аудиальной информации. Но детей, склонных к такой схеме восприятия (левополушарных), гораздо меньше.

Очень рекомендовал М.Ахметов графические схемы, делающие процессы химических реакций наглядными. А в классе можно даже предложить ребятам: «Представьте, что вы стали маленькими, как атомы». Наверняка дети охотно будут имитировать химическую реакцию, передавая друг другу, например, ручки-«электроны».

Какая связь с экзаменом? Самая прямая: таким образом знания активно присваиваются ребенком. Это и будет залогом того, что он успешно справится с тестовыми заданиями.

О методике преподавания говорилось и вне связи с ЕГЭ. В преподавание химии активно входят те же инновации, которые осваивает сейчас вся школа.

Галина Чернобельская, профессор кафедры неорганической химии и методики преподавания МПГУ, рассказала о новых направлениях методических исследований в средней школе при обучении химии.

Татьяна Боровских, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ, на лекции «Методика использования на уроках химии технологий индивидуализированного обучения» предлагала участникам марафона использовать приемы и методы, повышающие мотивацию и уровень усвоения материала. Они вполне универсальны. Например, деление учеников на группы трех уровней в зависимости от степени усвоения знаний. Но поскольку в зале сидели учителя именно химии, ведущая демонстрировала соответствующие примеры заданий разной сложности для всех трех типов групп.

Так же универсален для всех учебных предметов компетентностный подход (и так же малопонятен для представителей всех учебных дисциплин). Поэтому Марина Шалашова, кандидат педагогических наук, доцент Арзамасского педагогического института, сначала информировала учителей о том, чем компетенции отличаются от привычных всем ЗУНов. И поскольку отличие довольно существенное, то и оценивание компетентности ученика должно быть иным. Ребенок, не знающий теории, но умеющий найти нужную ему информацию в справочной литературе и решивший задачу правильно, демонстрирует компетентность. А тот, кто выучил теорему, но применить ее для решения не смог, наоборот, некомпетентен.

Для оценивания в логике этого подхода М.Шалашова предложила комплексное измерение, в которое входят непривычные пока для учителей методы: контекстное задание, портфолио, кейс-измерители, проекты. Кейс – это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ребенок должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Педагог Арзамасского института продемонстрировала несколько заданий, но учитель может и сам составлять их, если его не смутит трудоемкость процесса. Проведя комплексное измерение компетентности, учитель, по версии арзамасских ученых, по специальной формуле высчитывает рейтинговый балл ученика по предмету.

Еще одна мощная тенденция, охватившая всю школу – компьютерные технологии. И химики здесь не исключение. Ольга Тиканская, учитель гимназии № 9 г.Воронежа провела мастер-класс «Использование компьютерных технологий и интерактивной доски для решения конкретных задач при изучении химии в школе», где продемонстрировала коллегам разные типы заданий. А Юлия Русскова, учитель московской школы № 1994 на творческой мастерской «Игровые технологии с применением компьютера» рассказала о познавательных играх «Хочу все знать» и «Алхимик», которые создали сами ребята под ее руководством. И главное в них не использование компьютера и не уровень дизайна, а то, из чего родилась идея. Из желания помочь слабым ученикам, которым в качестве посильного домашнего задания учительница предлагала сделать слайд по пройденной теме. Неожиданно такой возможностью заинтересовались и сильные ученики. Из накопившихся материалов и, главное, из пробудившейся инициативы и сотрудничества и родились самодельные компьютерные игры.

К счастью, педагогическая составляющая не затмевалась техническими и методическими новшествами и в других выступлениях. Олег Габриелян, профессор Академии последипломного образования Московской области, призывал коллег-учителей, несмотря на любовь к своему предмету не терзать тех учеников, кому не придется сдавать химию, а показать красоту и необходимость этой науки. Ведь о ней можно рассказывать, не вдаваясь в дебри формул. Например, о разделе химии с модной сегодня приставкой «нано-», где перестают действовать привычные законы.

Примером такого увлекательного ознакомления с химией, а заодно и с физикой стал рассказ Гульнары Белоноговой, учителя школы № 110 г.Уфы об элективном курсе «Поверхностные явления». Поводом для первого ознакомления с курсом становятся… мыльные пузыри. Что может быть легкомысленней? Легкие радужные шары, плывущие вдаль. А почему круглые? Почему так относительно долго живут, хотя «сделаны» из воды? Отвечая на эти незамысловатые вопросы, учитель вовлекает ребят в разговор о химических связях и природе поверхностного натяжения, проводит с ними эксперименты, рассказывает об использовании поверхностного натяжения и смачивания в быту, в промышленности, живописи. Остаться равнодушным не сможет даже самый гуманитарно настроенный ребенок.

Кстати, в разговор о химическом образовании в школе внесли свою лепту и ученики московских школ. Но конечно, те, кто увлечен химией и биологией. Они демонстрировали гостям марафона результаты своих естественно-научных проектов, достойно завершив этот разнообразный день.


фото5
фото6

В практике использования индивидуализированных технологий
большой опыт накоплен Т.Боровских

На выступлении М. Шалашовой о критериях
сформированности компетенций учащихся

фото7
фото8

О.Тиканская разработала целую методическую систему использования
современных средств обучения на уроках химии

Ю.Русскова: «Уникальность химии в том, что она не только изучает то, что дано природой, но и сама постоянно создает для себя все новые и новые объекты исследования»

фото9
фото10

Доцент кафедры методики преподавания химии МИОО М.Дорофеев рассказывает  о современном компьютерном оборудовании школьного кабинета химии и информационных источниках и ресурсах по химии

О. Габриелян: «Применение интеграционных технологий позволяет придать процессу обучения химии активный, деятельностный  характер, отражающий личностные предпочтения и интересы учащихся»

фото11
фото12

Г.Белоногова: «Очень важно исследовательским работам придавать практическую направленность, создавая условия для выработки у школьников умения применять полученные знания в повседневной  жизни»

Е.Савинкина  рассказывает, какие дополнительные возможности  для обучения химии открываются при прохождении курса качественного химического анализа

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

Лекция

Новые подходы к обучению химии в средней школе

Доклады:

  • Новые направления методических исследований при обучении химии в средней школе.

    ЧЕРНОБЕЛЬСКАЯ Г. М., проф. кафедры неорг. химии и методики преподавания химии МПГУ


  • Методика использования на уроках химии технологий индивидуализированного обучения.

    БОРОВСКИХ Т. А., канд. пед. наук, доцент МПГУ


  • Компетентностный подход к обучению химии и измерение компетенций учащихся средней школы.

    ШАЛАШОВА М. М., д.пед.н., профессор


Мастер-класс

Качественный анализ в школьном химическом практикуме

САВИНКИНА Е. В., доктор хим.наук, автор учебников и пособий по химии, учитель гимназии № 1543


Издательство «Экзамен»

Система по подготовке выпускников к ЕГЭ по химии

ЛИДИН Р. А., канд. химических наук, профессор


 28055%
 8016%
 14629%
12:30 – 13:45

Лекция

Место химии в интеграционном изучении естественных дисциплин

БЕЛОНОГОВА Г. У., учитель химии школы № 110 г. Уфы, методист по химии научного информ.-метод. центра г. Уфы (Респ. Башкортостан);
ГАБРИЕЛЯН О. С., к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии для общеобразовательных школ


Лекция

ЕГЭ по химии: стратегия успеха

АХМЕТОВ М. А., д.п.н., к.х.н., профессор кафедры методики естественнонаучного образования и информационных технологий ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»


Круглый стол

Информационные технологии на уроке химии

Доклады:

  • Применение информационных технологий как условие повышения эффективности школьного химического образования

    ДОРОФЕЕВ М. В., к.х.н., доцент, учитель химии ГОУ СОШ №528 и №1253


  • Современное компьютерное оборудование школьного кабинета химии

    АПУХТИНА Н. В., методист кафедры ИТиОС МИОО


  • Шифровые информационные источники и ресурсы химии

    ДОРОФЕЕВ М. В., к.х.н., доцент, учитель химии ГОУ СОШ №528 и №1253


  • Методическая поддержка учителя химии в школе информатизации

    ГОНЧАРУК О. Ю., ведущий эксперт отдела естественнонаучного образования Московского центра развития кадрового потенциала образования, ведущий эксперт предметной комиссии ГИА-11, заместитель председателя региональной предметной комиссии по химии, ведущий эксперт комиссии ГИА-9, автор методических пособий для учителей и обучающихся


 16132%
 16834%
 16934%
14:00 – 15:15

Мастер-класс

Использование компьютерных технологий и интерактивной доски для решения конкретных задач при изучении химии в школе

ТИКАНСКАЯ О. В., учитель химии гимназии № 9 г. Воронежа, аспирантка кафедры неорг. химии и методики преподавания химии МПГУ


Семинар

Творческие мастерские на уроках химии

Доклады:

  • Особенность использования метода проектов в работе с мотивированными детьми.

    МАРКАЧЕВ А. Е., канд. пед. наук, учитель химии школы № 323 г. Москвы


  • Игровые технологии с применением компьютера.

    РУССКОВА Ю. Б., учитель химии


  • Реализация проектных технологий.

    АНТОНОВА Т. Л., учитель химии школы № 549 г. Москвы


  • Элементы занимательной химии при обучении глухих старшеклассников.

    ВАРЛАМОВА А. В., учитель химии специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната № 65 г. Москвы


  • Применение коллективных способов обучения.

    ЗЫГАЛОВА Л. Д., учитель химии школы № 406 г. Москвы


  • Изучение одной темы по учебникам химии разных авторов.

    МИКИТЮК А. Д., к.хим.н., учитель ГБОУ СОШ № 384, г. Мос­ква


Лекция

Особенности подготовки к Единому государственному экзамену по химии

ОРЖЕКОВСКИЙ П. А., д.хим.н., профессор института биологии и химии МПГУ, автор УМК по химии для основной школы


 27157%
 8618%
 11925%
15:15 – 16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии