7 апреля 2010 г.
День учителей МХК, музыки и ИЗО Программа дня
Всего участников: 472
Репортаж
День, посвященный искусствам, начался с прекрасного, с беседы у рояля «Шопен – поэт фортепьяно» Александра Майкапара, заслуженного артиста России, который исполнял произведения Шопена и комментировал свою трактовку партитуры. Причем вдохновенно, артистично. «Аккомпанемент звучит бархатно и мягко, а мелодия над ним живет своей жизнью…», «Невозможно не полюбоваться…» – подобные фразы тут же иллюстрировались исполнением нескольких тактов.
Звучали и более специальные комментарии нотного текста: «В этом эпизоде много вилочек», «Шопен много пишет, хотя и не так много, как Скрябин, – пояснял ведущий обилие знаков, указывающих на изменение темпа, громкости, эмоциональной окраски, – вот здесь указано: живо, но неторопливо», и тут же зал слышал, как эта ремарка композитора оживляла исполнение. Музыканты, собравшиеся в зале, слушали, затаив дыхание...
Зато на семинаре «Искусство передвижников на уроке МХК» научного сотрудника ИХО РАО Елены Медковой происходило прямо-таки брожение умов и народные волнения. Все еще с начальной школы знают, что живопись передвижников – безусловная классика русского искусства. На ее образцах нужно воспитывать у детей художественный вкус и национальное самосознание. Но ведущая начала свое выступление с довольно провокационного описания беседы с ребенком, которому не нравится картина Саврасова «Грачи прилетели». Не нравится потому, что «там все грязное, серое, и церковь облезлая, а у моего дома церковь отремонтировали». И на протяжении всего семинара ведущая пыталась не то чтобы доказать, что ребенок прав, но по крайней мере объяснить естественность его реакции.
Эпоха передвижников обрамлена во времени Золотым (до) и Серебряным (после) веками в русском искусстве. Любое национальное искусство отражает национальную картину мира. «Посмотрите голландцев XVII века, им повезло, живопись сложилась на волне национального подъема», а картины полны любовно изображенными бытовыми деталями вплоть до чисто вымытого пола. «Значит, чистый пол входил в национальную картину мира голландцев».
Русский Золотой век был наполнен идеями созидания, просвещения, даже смерть трактовалась как героическое сопротивление. Но к середине XIX века общественный настрой меняется, и его выражают передвижники, которые не отошли от национальной картины мира, а обратились к ее изнанке, комплексам, негативным переживаниям. Они подчеркнуто отказываются от индивидуальной манеры письма, отвергают принципы идеализации в искусстве. Исчезают натюрморт, жанровая сцена, детский и женский портрет. Е.Медкова подкрепила свои доводы иллюстрациями. Вот ряд портретов, немолодые некрасивые мужчины, все сидят вполоборота, сцепив руки на коленях, взгляд безрадостный. Все написаны по одному канону, даже «Христос в пустыне» Крамского изображен по этому же лекалу. И «шаблон убивает красоту».
Исторические сцены более разнообразны. Но все они представляют историю как цепь злодеяний: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Иван Грозный убивает своего сына». «И ведь этими картинами полны учебники для начальной школы, – сокрушенно прокомментировала ведущая, – а ведь малыши еще и уверены, что это фотографии».
В ответ на такую трактовку передвижников в зале начался тихий ропот. Однако ведущая продолжала говорить о том, что нация в это время вступила на путь терроризма, героем становится жертва: «Посмотрите на картину «Не ждали». Мало того, что герой пожертвовал всем, провел какое-то время на каторге, так еще и дома его «не ждали», когда он вернулся».
Труд изображается как бесконечное страдание, в большинстве полотен разлита пресловутая русская тоска, стоит только взглянуть на пейзажи Петербурга Ф.Васильева. Для большей наглядности ведущая предлагает сравнить работы передвижников с живописью их европейских коллег того же времени, где изображаются сцены быта и тяжелого крестьянского труда, но краски другие. И настрой совсем другой, люди на этих полотнах работают, чтобы продолжалась жизнь.
Даже дорога в русской живописи второй половины XIX века ведет или в никуда, или от дома, а «Крестный ход» Репина – «это перемещение людской массы из одного пустого пространства в другое». Дом тоже перестает в это время быть символом уюта и надежности. Посмотрите, «Меншиков в Березове» мало того что изображен в чужом жилище, он с домочадцами сидит в верхней одежде. Одним словом, жизнь в картинах передвижников тосклива, депрессивна и невыносима. По мере того как доказательства этого тезиса накапливаются, растет и ропот в аудитории. Несмотря на доказательства, многие учителя, особенно те, что постарше, начинают обмениваться возмущенными замечаниями, а то и вовсе уходят.
К счастью, семинар заканчивается не на минорной ноте. Вместе с русским XIX веком к своему концу он выруливает к позитивным переменам. Передвижников сменили представители Серебряного века. В живопись возвращаются темы света, дома, любви, лета. Появляются изображения детей и женщин, например, автопортреты Серебряковой, где художник осознает себя в самых разных ролях. Снова художники обращаются к натюрморту – Лентулов, Петров-Водкин, Борисов-Мусатов.
А участники марафона, дослушавшие до конца ведущую семинара, разражаются аплодисментами.
Многие из них, настроившись на искусствоведческую тематику, пошли и на мастер-класс «Русский авангард и его «измы». Экспозиция «Искусство XX века» в Третьяковской галерее на Крымском валу», который вела Елена Герасимова, заведующая отделом образовательных программ ГТГ. Она начала с довольно грустного вопроса: «Почему в ЦДХ, где собрана самая лучшая коллекция русского авангарда – Кандинский, Малевич, Шагал, Петров-Водкин, – не приводят школьников?» – и сама же предположила, что, во-первых, учителя редко обращаются к теме русского авангарда из-за сложности подготовки, ведь хороших репродукций в интернете не найти: проблемы с авторскими правами. А во-вторых, искусство этого периода трудно для понимания: «Человеку, не имеющему эстетического опыта, объяснить про «Черный квадрат» невозможно. Это высшая математика». Тем не менее обращаться к этому периоду необходимо: «Когда постигаешь сложное, сам становишься сложнее».
Именно поэтому мастер-класс был посвящен Малевичу, «самой одиозной фигуре среди авангардистов. Кандинским, например, можно любоваться, не вникая. А Малевича нужно понимать». И рассказ начался с самого детства художника, выросшего в украинской деревне, среди расписных хат-мазанок и ослепительно-ярких народных костюмов. Весь творческий путь от первых, реалистических, работ, через все «измы» к всемирно известному «Черному квадрату» с трудом уместился в более чем часовое занятие. Тем, кто проникся важностью этой темы, ведущая предложила продолжить изучение русского искусства XX века на лекциях в ЦДХ на Крымском валу, где проходят лекции для взрослых и экскурсии для школьников.
Те участники, кто сосредоточился на этот раз на методических проблемах, тоже смогли найти для себя несколько полезных с практической точки зрения занятий. Кандидат педагогических наук Оксана Локтева и учитель МХК лицея № 1575 Елена Ноздрякова на мастер-классе «Уроки МХК: живо и интересно. Игровые интерактивные методы» представили свое пособие «Педагогический конструктор», в котором собрали игры на все случаи педагогической жизни. Из более чем полутора сотен можно выбирать нужную в зависимости от задач урока, комбинировать, вносить разнообразие в любой этап урока. Ведь, по словам ведущих, «мы настроены давать знания, а дети хотели бы играть», значит, мы должны по возможности упаковывать знания в игровую форму.
О том, как на практике удается сделать соответствующий предметный цикл увлекательным и интерактивным, можно было узнать и на секции «ИКТ и творчество на уроках искусства на примере МХК, музыки и изобразительного искусства», где, например, прозвучал доклад Елены Гудкевич, учителя МХК ГОУ «Школа-интернат Интеллектуал» «ИКТ в пространстве внеурочной деятельности по мировой художественной культуре». Как иногда случается, именно при представлении методов ИКТ дала сбой компьютерная презентация. «Это символично, – улыбнулась ведущая, – но ситуация рабочая, бывает» – и стала рассказывать об опыте работы, используя видеоматериалы. Судя по ее рассказу, в «Интеллектуале» накоплен немалый опыт в использовании ИКТ: работает школьный сайт, ребята снимают в технологии флэш-анимации мультфильмы и даже мини-фильмы в рамках творческого проекта «Ожившие полотна», где ученики имитируют известные картины, которые начинают «оживать». Проект пользуется популярностью и позволяет интегрировать сразу несколько видов деятельности: изготовление костюмов, музыку, танец, видеосъемку. Свой сайт есть и у Е.Гудкевич, где, кстати, могут найти материалы интернет-уроков МХК «те, кто проболел, прогулял, не записал». Его адрес: http://goodmhk.narod.ru/. Автор приглашает всех, кому было бы интересно соединить возможности МХК и цифровых технологий.
Елена КУЦЕНКО
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | ||||||||||||||||
11:00 – 12:15 |
| ||||||||||||||||
12:30 – 13:45 |
| ||||||||||||||||
14:00 – 15:15 |
| ||||||||||||||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии