Рейтинг@Mail.ru

23 марта 2012 г.

День учителя начальной школы (день 1-й)  Программа дня

Всего участников: 1064

Репортаж

Главной темой разговора этого дня стал переход начальной школы на работу по новому образовательному стандарту.  Перед педагогами сегодня поставлены принципиально новые задачи, в частности, –  формирование универсальных учебных действий (УУД). Но  как оценивать результативность подобной  работы, если  в самом процессе  развития УУД многое остается неясным для учителей? Этому вопросу  было посвящено выступление директора центра «Точка ПСИ», профессора кафедры МИОО Марины Битяновой «УУД и как их измерить».

фото1 Сформировать универсальные учебные действия – значит последовательно пройти вместе с ребенком через три этапа, считает Марина Битянова.

На первом этапе  научить выполнять учебные действия, построенные  на основе образца. Второй этап – передача самого способа выполнения метапредметного действия. В определенный момент мы говорим детям: «Ребята, вы уже  много раз решали такие-то задачи и пользовались таким-то алгоритмом.  Этот способ называется классификация и предполагает, что вы последовательно ответите для себя на такие-то вопросы…  Сейчас мы потренируемся решать задачи посредством классификации, а потом, в случае необходимости, вы будете использовать его самостоятельно». И, наконец, третий  этап – научить ребенка использовать общий способ решения задач   внутри учебной деятельности. Мы уже не говорим ребенку: «сейчас ты должен будешь классифицировать», а ставим его в некоторую образовательную ситуацию (проектную исследовательскую, игровую), внутри которой ребенок  столкнется с необходимостью классифицировать. И потом  можем спросить, почему он сделал именно так.  «А я не мог дальше двинуться в решении  задачи, потому что  здесь надо было разделить на группы и основание для классификации должно  быть такое-то…». 

Здесь очень важный для учителя момент: как понять, что ребенок достиг намеченных метапредметных результатов? Задать ребенку определенные вопросы: что ты сейчас делал? Для чего? Каким образом ты  это делал? Как   проверил результат своей работы? Как ты его  оцениваешь? Как можешь исправить то, что не получилось?

Если ребенок четко отвечает на вопросы по отношению к решенной им учебной задаче – это означает, что он  умеет делать ее не только по образцу, под водительством педагога, но  осознает тот способ, который применяет.

фото2Проблематику формирования универсальных учебных действий развила  заслуженный учитель РФ Татьяна Мишакина (лекция «Роль тренажеров и ученического портфолио в достижении планируемых результатов обучения и формировании универсальных учебных действий младших школьников»).  Ведущая  рассказала о возможностях  использования  тренажеров – сборников, содержащих специальные задания для отработки  определенных умений.  Например, «Тренажер для учащихся 3-го класса: формирование универсальных учебных действий» содержит   тексты с заданиями,  позволяющими  проверить смысловое понимание рассказов учениками. Задания к каждому тексту имеют разные уровни сложности. Во время  выступления Татьяна Геннадьевна дала коллегам немало полезных рекомендаций по работе с тренажерами. Например: «предложите ребятам выполнить задания на понимание текстов и проверить работу друг друга. Когда дети решат, что они уже все сделали,  раздайте им листы бумаги и попросите сформулировать свои вопросы к тексту. Вы поразитесь, как много замечательных вопросов ребята   поставят к тексту  с позиции собственного мироощущения».

фото3Педагог-психолог Елена Языканова познакомила коллег с собственной авторской разработкой – методическим комплектом «Развивающие задания, тесты, игры, упражнения». Учителя с удовольствием решали предложенные  задания: восполняли недостающие звенья в словесных  логических цепочках, искали в предложенным списке слова, которые можно включить в  содержание определенного  понятия, пытались одним словом передать суть народных поговорок, составляли анаграммы…

фото4А заведующая лабораторией развития начальной школы Анна Якушкина рассказала об информационных методических ресурсах, где учителя начальных классов могут найти полезную информацию по практической реализации нового содержания образования. В частности, в поиске решения методических проблем можно обратиться на сайты: nachalka.edu.ru, nachalka.seminfo.ru.

Конечно, содержание дня не ограничилось обсуждением проблем перехода на новые стандарты. Параллельно с этим проходили тематические мастер-классы и семинары. Особенно понравился участникам марафона мастер-класс методиста  ЦНХО Б.М.Неменского Татьяны Сапожниковой «Истоки родного искусства», на котором учителя знакомились с педагогическими тонкостями изучения русской народной культуры (она входит в содержание учебных программ четвертого класса). Деревянная архитектура, каменное  зодчество,  народные праздники,  защитники русской земли...  Запечатлевая в рисунках эти образы,  важно соблюдать определенную последовательность действия от начала до конца работы. Чтобы еще раз вспомнить порядок этих шагов, участники мастер-класса сделали собственные рисунки. Сначала – пейзаж, потом встраивание  в него крепость, затем – изображение человека. А ведущая по ходу дела подсказывала, на что следует обратить особое внимание. Например, важно правильно смешивать краски. Для изображения деревянной избы нужно взять три краски – желтую, красную и капельку черной – и сразу смешать их на листе. А для изображения человеческого лица главная краска – белая. К ней надо добавить капельку красной и капельку желтой. Еще один момент: очень важный опыт дети получают, когда делают рисунки, где можно увидеть различные взаимосвязи в культуре. Например,   русский  богатырь в шлеме, а  на дальнем плане  –  храм с куполом. При взгляде на такой рисунок сразу возникает вопрос: почему купол храма по форме напоминает шлем?

фото5 фото6 фото7

О взаимовлияниях в культуре говорила и  член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки Наталья Виноградова, которая представила  курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (лекция «Духовно-нравственное воспитание младших школь ников»). Одним из главных  оснований  курса стала мысль о том, что общечеловеческие духовные ценности сложились под влиянием разных культурных пластов, в том числе, светской и религиозной культуры. И детям необходимо знать об этих истоках.

фото8 фото9

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

УУД и как их измерить

БИТЯНОВА М. Р., к.психол.н., директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»;
МЕРКУЛОВА Т. В., психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», автор программы педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4-х классов «Учимся учиться и действовать», автор дистанционного курса по развитию УУД в начальной школе


Мастер-класс

Национальные архитектурные мотивы на уроках ИЗО

СКУРАТОВА О. Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ


Издательство «Айрис-Пресс»

Лекция

Игровые технологии в личностно развивающем обучении русскому языку младших школьников

ШТЕЦ А. А., д.п.н., чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры педагогики и психологии МОИПКРОиК


Издательство «РОСТ»

Лекция

Система пособий по развитию критического мышления младших школьников (урочная и вне­урочная деятельность)

ХОЛОДОВА О. А., учитель высшей категории


Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Реализация федерального государственного стандарта начального общего образования средствами предмета «литературное чтение» в начальной школе. Организация и проведение контроля на уроке литературного чтения

БОЙКИНА М. В., преподаватель кафедры начального, основного и среднего образования СПбАППО, автор учебников и пособий в области дошкольного и начального образования


Разноуровневые задания на уроках математики и русского языка (авторские дидактические материалы с DVD)

ПОЛНИКОВА М. Ю., учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369


Лекция

Первые результаты введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях города Москвы

БУЛИН-СОКОЛОВА Е. И., д.п.н., директор ХороШколы


 49547%
 515%
 11110%
 10710%
 25324%
 434%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Семинар

Достижение планируемых результатов

ЯКОВЛЕВА С. Г., к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова


Мастер-класс

Истоки родного искусства

САПОЖНИКОВА Т. Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник


Компания «Новый диск»

Лекция

Программно-методические среды для социально-личностного, познавательного и интеллектуального развития младших школьников

ШУВАЛОВА У. А., методист департамента образования компании «Новый диск»


Издательство «Ювента»

Лекция

Роль тренажеров и ученического портфолио в достижении планируемых результатов обучения и формировании универсальных учебных действий младших школьников (в соответствии с требованиями ФГОС)

МИШАКИНА Т. Л., отличник народного просвещения,Заслуженный учитель РФ, Лауреат конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования»


Издательство «Легион»

Лекция

Достижение планируемых результатов обучения как составная часть концепции ФГОС начального общего образования (на основе учебных пособий издательства «Легион»)

ОЛЬХОВАЯ Л. С., руководитель направления «Начальная школа» отдела математики издательства «Легион»;
ПОТУРАЕВА Л. Н., к.филол.н., автор пособий, учитель начальных классов


Издательство «ВАКО»

Формирование универсальных учебных действий при обучении чтению и письму в добукварный и букварный периоды

ЖИРЕНКО О. Е., к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального общего образования Воронежского института развития образования


 21921%
 10210%
 969%
 44543%
 676%
 11211%
13:45 – 15:00

Лекция

Духовно-нравственное воспитание младших школь­ников

ВИНОГРАДОВА Н. Ф., заслуженный деятель науки РФ, д.пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО


Семинар

Образовательная область «Математика и информатика» в начальной школе. Материальная и виртуальная среда на уроках математики и информатики

ИЛЯШЕНКО Л. А., методист лаборатории развития начального образования МИОО;
ПОСИЦЕЛЬСКИЙ С. Е., методист лаборатории развития начального образования МИОО


Издательство «Экзамен»

Лекция

ФГОС НОО. Уроки развития познавательных и интеллектуальных способностей в начальной школе по программе Е.В. Языкановой «Учись учиться»

ЯЗЫКАНОВА Е. В., учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ Школа № 1208 г. Москвы имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова, победитель конкурса лучших учителей РФ в 2007, 2014 годах в рамках Приоритетного проекта «Образование»


Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Информатика в начальной школе в свете новых требований к результатам обучения

ПАНКРАТОВА Л. П., соавтор УМК по информатике для 2-4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции


Издательство «Мнемозина»

Лекция

Система учебников нового поколения «Открываю мир» издательства «Мнемозина» как средство реализации ФГОС начального общего образования

КОСТЮК В. В., к.филол.н., руководитель центра гуманитарного образования издательства «Мнемозина»


Встреча с ассоциацией учителей начальной школы г. Москвы

 26226%
 11811%
 43643%
 10310%
 363%
 707%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии