28 марта 2012 г.
День учителя ОБЖ Программа дня
Всего участников: 270
Репортаж
Участников марафона в школе № 1784 встречали серьезные, доброжелательные мальчики и улыбчивые, аккуратные девочки в красивой кадетской форме. Они приветливо здоровались со всеми пришедшими и при малейшей потребности помогали гостям освоиться в новом здании, объясняя, где находится гардероб, как пройти на регистрацию. Ощущение комфорта и безопасности возникало сразу.
В это время в зале, где совсем скоро должно было начаться открытие
Дня учителя ОБЖ, уже звучал гимн романтике возмужания: «Лишь
недавно учились мы в классе десятом, / И часы проверяли по школьным
звонкам, / А теперь привыкайте, ребята, к десантным, / Продуваемым
всеми ветрами войскам». Под эту музыку на экране демонстрировалась
хроника кадетской школы. Вот группа подростков шеренгой со сложенными
парашютами на плечах движутся к открытой двери самолета, один за другим
они «уходят в небо». Это фрагмент из полевого выезда, где все
по-взрослому и где знания ОБЖ, конечно же, очень актуальны.
Тем временем конференц-зал постепенно заполняется, слышалось
непривычное «Здравствуйте, товарищ полковник», и настрой возникал
особый. День открыл председатель Центрального совета РОО
«Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ» Владимир Латчук. Он говорил о
формировании системы приоритетов и ценностей в области безопасности
жизнедеятельности детей и подростков в образовательном пространстве. В
2010 году была поставлена задача перейти на преподавание ОБЖ как
отдельного предмета в 5 – 11 классах. Однако на запрос ассоциации из
мэрии пришел ответ, который сводился к тому, что сегодня
«обучение учеников ОБЖ в столичных школах проводится в рамках
московского базисного плана». То есть теоретически ОБЖ может
преподаваться в школе как интегрированный предмет. Например,
интегрированный в содержание курса физики. А практически получается
так, что учитель физики либо рассказывает то, что знает по теме ОБЖ,
либо вовсе обходится без ОБЖ, поскольку физика ему ближе. Это по
Москве. Но и в целом по России все зависит от решения
региональных властей. Сегодня, по оценке выступающего, примерно, в
половине субъектов РФ школьники изучают ОБЖ с 5 по 9 класс за счет
регионального компонента. Правда, в ассоциации надеются, что в
ближайшем будущем ситуации изменится, поскольку с нового учебного года
в федеральном компоненте стандарта будет закреплено обязательное
изучение ОБЖ с 7 по 9 класс.
Большая проблема – учебники и учебно-методическое обеспечение,
которое устарело и не отвечает современному научному подходу. Как
отметил Владимир Латчук, ни одна учебная программа по ОБЖ не
претерпевала серьезных изменений с 1993 года.
Тем не менее, новинки есть. О них рассказали представители
педагогических издательств: методист издательства «Просвещение» Валерий Борисов и ведущий редактор
редакции общего образования «Дрофа» Сергей
Миронов. Валерий Борисов сразу обратил внимание собравшихся на
то, что современная методика опирается на системно-деятельностный
подход, и программа по ОБЖ под редакцией А. Смирнова вкупе с
учебно-методическим комплексом и пособием «Тестовый контроль» как раз
тому пример.
– А будут ли пособия изданы в электронном виде? – поинтересовался кто-то из педагогов.
– Будут, электронные учебники появятся уже в следующем году.
Издательство «Дрофа» пошло по пути издания двух комплектов методических пособий: один по той же программе, по которой идет обучение ОБЖ сейчас, а второй по новым стандартам. В новом учебнике для 5-го класса появится тема «Безопасность на дорогах и на транспорте», которой прежде не уделялось должное внимание. Будут освещены темы, связанные с безопасностью на воде и с ситуациями, возникающими в результате террористических действий. А в учебнике для 8 класса появится тема «Семья в современном обществе».
Затем состоялись презентация периодических изданий в помощь
учителям. Журнал «ОБЖ.
Безопасность жизни» представил заместитель главного редактора Андрей Ремизов, который призвал
присутствующих присылать свои статьи в редакцию: «Только желательно
избегать ситуации, когда учителя начинаю писать статью в форме отчета:
мы провели столько-то мероприятий и достигли таких-то успехов. Пишите,
пожалуйста, о конкретных проблемах и о том, как Вы их решаете».
Вокруг этого журнала
вскоре завязалась интрига. Дело в том, что заведующий отделом
Иркутского релейного завода Андрей
Ерохин провел презентацию
многофукционального тренажера «Витим». Тренажер сделан в форме
фигуры человека, на нем удобно отрабатывать приемы экстренной помощи,
например, делать искусственную вентиляцию легких, наружный массаж
сердца, оказывать помощь при отравлениях. В комплект тренажера входит
дисплей, на экране которого высвечивается изображение
человеческого организма, так что можно наблюдать процессы, происходящие
в организме пострадавшего, когда ему оказывается помощь.
Если ученик что-то делает не так, это сразу видно на дисплее. Например,
что происходит, когда воздух перестает поступать в легкие, или
возникает угроза переломов от очень сильных нажимов. Тренажер вызвал
живой интерес у аудитории, многие захотели поработать на нем
самостоятельно. Ту же выяснилось, что учителя ОБЖ имеют шанс получить
тренажер бесплатно. Он будет вручен в качестве приза победителям
конкурса на лучшую публикацию, которую проводит именно журнал «ОБЖ. Безопасность жизни».
Вся вторая часть дня была практической. Заместитель председателя Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ» Тамара Батяева рассказала о методике проектной и исследовательской деятельности на занятиях ОБЖ, обратив особое внимание на вещи, которые важно учитывать на разных этапах работы:
– Очень важно, чтобы ученики в конечном итоге вышли на какой-то продукт, к сожалению, нередко работы сводятся к обычным рефератам.
Банально? Но, видимо, надо, учитывать, что многие
преподаватели ОБЖ пришли в педагогику из армии, и проектная
работа является для них новой областью.
И все-таки самым ярким событием для гостей марафона стал мастер-класс Натальи Бубновой «Методика
проведения занятий по оказанию первой помощи пострадавшим». Она
рассказывала, как правильно определить состояние попавшего в беду
человека и помочь ему в случае артериального или венозного
кровотечения, перелома тазобедренных костей, клинической смерти и
других тяжелых случаях.
В заключение занятия Наталья Бубнова пригласила всех желающих принять
участие в чемпионате по лайфреслингу (борьбе за жизнь), который
пройдет 29 мая – 3 июня в поселке Дивноморское близ Геленджика.
Команды на этом чемпионате будут соревноваться в умении оказать помощь
людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях: пострадавших во время
аварии на дорогах и водах, в условиях теракта или природной катастрофы.
Более подробную информацию можно узнать на сайте spas01.ru
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
10:00 – 10:30 |
| ||||||
10:30 – 11:00 |
| ||||||
11:00 – 14:00 |
| ||||||
13:00 – 14:00 | Перерыв для получения профессиональных подарков и посещения выставки-ярмарки | ||||||
14:00 – 15:00 |
| ||||||
15:00 – 16:00 |
| ||||||
16:00 – 16:30 | Закрытие дня |