Рейтинг@Mail.ru

28 марта 2012 г.

День учителя ОБЖ  Программа дня

Всего участников: 270

Репортаж

Участников марафона в школе № 1784 встречали серьезные, доброжелательные мальчики и улыбчивые, аккуратные девочки в красивой кадетской форме. Они приветливо здоровались со всеми пришедшими и при малейшей потребности  помогали гостям освоиться в новом здании, объясняя, где находится гардероб, как пройти на регистрацию. Ощущение комфорта и безопасности возникало сразу.

В это время в зале, где совсем скоро должно было начаться открытие Дня учителя ОБЖ, уже звучал гимн романтике возмужания: «Лишь  недавно учились мы в классе десятом, / И часы проверяли по школьным звонкам, / А теперь привыкайте, ребята, к десантным, / Продуваемым всеми ветрами войскам». Под эту музыку на экране демонстрировалась хроника кадетской школы. Вот группа подростков шеренгой со сложенными парашютами на плечах движутся к открытой двери самолета, один за другим они  «уходят в небо». Это фрагмент из полевого выезда, где все по-взрослому и где знания ОБЖ, конечно же, очень актуальны.
Тем временем конференц-зал  постепенно заполняется, слышалось непривычное «Здравствуйте, товарищ полковник», и настрой возникал особый.  День открыл председатель Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ» Владимир Латчук. Он говорил о формировании системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности детей и подростков в образовательном пространстве. В 2010 году была поставлена задача перейти на преподавание ОБЖ как отдельного предмета в 5 – 11 классах. Однако на запрос ассоциации из мэрии пришел ответ, который сводился к  тому, что сегодня «обучение учеников ОБЖ в столичных школах проводится в рамках московского базисного плана». То есть теоретически ОБЖ может преподаваться в школе как интегрированный предмет. Например, интегрированный в содержание курса физики. А практически получается так, что учитель физики либо рассказывает то, что знает по теме ОБЖ, либо вовсе обходится без ОБЖ, поскольку физика ему ближе.  Это по Москве. Но и в целом по России  все зависит от решения региональных властей. Сегодня, по оценке выступающего, примерно, в половине субъектов РФ школьники изучают ОБЖ с 5 по 9 класс за счет регионального компонента. Правда, в ассоциации надеются, что в ближайшем будущем ситуации изменится, поскольку с нового учебного года в федеральном компоненте стандарта будет закреплено обязательное изучение ОБЖ с 7 по 9 класс.

Большая проблема – учебники и учебно-методическое обеспечение, которое  устарело и не отвечает современному научному подходу. Как отметил Владимир Латчук, ни одна учебная программа по ОБЖ не претерпевала серьезных изменений с 1993 года.
Тем не менее, новинки есть. О них рассказали представители педагогических издательств: методист издательства «Просвещение» Валерий Борисов и ведущий редактор редакции общего образования «Дрофа» Сергей Миронов. Валерий Борисов сразу обратил внимание собравшихся на то, что современная методика опирается на системно-деятельностный подход, и программа по ОБЖ под редакцией А. Смирнова вкупе с учебно-методическим комплексом и пособием «Тестовый контроль» как раз тому пример.

– А будут ли пособия изданы в электронном виде? – поинтересовался кто-то из педагогов.

– Будут, электронные учебники появятся уже в следующем году.

Издательство  «Дрофа» пошло по пути издания двух комплектов методических пособий: один по той же программе, по которой идет обучение ОБЖ сейчас, а второй по новым стандартам. В новом учебнике для 5-го класса появится тема «Безопасность на дорогах и на транспорте», которой прежде не уделялось должное внимание. Будут освещены темы, связанные с безопасностью на воде и с ситуациями, возникающими в результате террористических действий. А в учебнике для 8 класса появится тема «Семья в современном обществе».

Затем состоялись презентация периодических изданий в помощь учителям. Журнал   «ОБЖ. Безопасность жизни» представил заместитель главного редактора Андрей Ремизов, который призвал присутствующих присылать свои статьи в редакцию: «Только желательно избегать ситуации, когда учителя начинаю писать статью в форме отчета: мы провели столько-то мероприятий и достигли таких-то успехов. Пишите, пожалуйста, о конкретных проблемах и о том, как Вы их решаете».
Вокруг этого журнала вскоре завязалась интрига. Дело в том, что заведующий отделом Иркутского релейного завода Андрей Ерохин провел презентацию многофукционального тренажера «Витим». Тренажер сделан в форме фигуры человека, на нем удобно отрабатывать приемы экстренной помощи, например,  делать искусственную вентиляцию легких, наружный массаж сердца, оказывать помощь при отравлениях. В комплект тренажера входит дисплей, на экране которого  высвечивается изображение человеческого организма, так что можно наблюдать процессы, происходящие в организме пострадавшего, когда  ему оказывается  помощь. Если ученик что-то делает не так, это сразу видно на дисплее. Например, что происходит, когда воздух перестает поступать в легкие, или возникает угроза переломов от очень сильных нажимов. Тренажер вызвал живой интерес у аудитории, многие захотели поработать на нем самостоятельно. Ту же выяснилось, что учителя ОБЖ имеют шанс получить тренажер бесплатно. Он будет вручен в качестве приза победителям конкурса на лучшую публикацию, которую проводит именно журнал «ОБЖ. Безопасность жизни».

Вся вторая часть дня была практической. Заместитель председателя Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ» Тамара Батяева рассказала о методике проектной и исследовательской деятельности на занятиях ОБЖ, обратив особое внимание на вещи, которые  важно учитывать на разных этапах работы:

– Очень важно, чтобы ученики в конечном итоге вышли на какой-то продукт, к сожалению, нередко работы сводятся к обычным рефератам.

Банально? Но, видимо, надо, учитывать, что  многие преподаватели  ОБЖ пришли в педагогику из армии, и проектная работа является для них новой областью.
И все-таки самым ярким событием для гостей марафона стал мастер-класс Натальи Бубновой «Методика проведения занятий по оказанию первой помощи пострадавшим». Она рассказывала, как правильно определить состояние попавшего в беду человека и помочь ему в случае артериального или венозного кровотечения, перелома тазобедренных костей, клинической смерти и других тяжелых случаях.
В заключение занятия Наталья Бубнова пригласила всех желающих принять участие в чемпионате по лайфреслингу (борьбе за жизнь), который пройдет  29 мая – 3 июня в поселке Дивноморское близ Геленджика. Команды на этом чемпионате будут соревноваться в умении оказать помощь людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях: пострадавших во время аварии на дорогах и водах, в условиях теракта или природной катастрофы. Более подробную информацию можно узнать на сайте spas01.ru

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
10:00 – 10:30

Открытие дня

«О формировании системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности детей и подростков в образовательном пространстве московского региона»

ЛАТЧУК В. Н., к.п.н., председатель Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ»


10:30 – 11:00
Презентация секций педагогического марафона

ЧЕРКУНОВ А. В., зам. председателя Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ», методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ


11:00 – 14:00
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения

Методисты изд-ва «Просвещение»


УМК издательства «Просвещение»

Методисты изд-ва «Просвещение»


УМК издательства «Дрофа»

Методисты изд-ва «Дрофа»


Презентация нового оборудования для обучения навыкам оказания первой медицинской помощи

Мастер-класс «Методика проведения занятий по оказанию первой помощи пострадавшим»

БУБНОВА Н. В., зам. директора Национального центра обучения навыкам оказания первой помощи при несчастном случае и теракте


Презентация многофукционального тренажера «Витим»

Представитель Иркутского релейного завода


Информация о проведении заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Методика подготовки школьников к участию в олимпиаде

ЛАТЧУК В. Н., к.п.н., председатель Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ»


13:00 – 14:00

Перерыв для получения профессиональных подарков и посещения выставки-ярмарки

14:00 – 15:00
Информация о деятельности ассоциации

ФИЛИЧКИН Д. А., преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ № 1874


Методика организации проектно-исследовательской работы среди обучающихся

БАТЯЕВА Т. А., член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ


Мастер-класс учителя ОБЖ «Минутки безопасности – одна из форм воспитания культуры безопасного поведения школьников на дорогах города Москвы»

РАДКЕВИЧ Л. А., преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ № 1943 СЗОУО


Методика обучения школьников по вопросам безопасности в криминогенных ситуациях

РОДИОНОВА Е. Ю., к.ю.н. полковник МВД России


15:00 – 16:00
Презентация деятельности кафедры безопасности жизнедеятельности ГОУ ВПО МГПУ

МАПЕЛЬМАН В. М., доктор философских наук, профессор МГПУ, участник рабочей группы по разработке Концепции


ОБЖ. Основы безопасности жизни

РЕМИЗОВ А. А., зам. главного редактора журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни»


Основы безопасности жизнедеятельности

ШОЛОХ В. Н., главный редактор


Демонстрация тренажёрного оборудования для обучения первичным навыкам пожаротушения

ЕРШОВА Н. М., заместитель председателя Высшего Совета РОССОЮЗСПАСа, председатель Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»


16:00 – 16:30

Закрытие дня