26 марта 2013 г.
День классного руководителя Программа дня
Всего участников: 489
Репортаж
ШУСТОВА И.Ю., д.п.н., ст. научный сотрудник ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, лаборатория теории воспитания
О событиях школьной жизни и воспитательной системе школы
ГРИГОРЬЕВ Д.В., к.п.н., доцент, директор ЦО № 825 г. Москвы, зав.отделом методологии и технологии воспитания личности ФИРО
Школьный класс: от учебной группы к производственной общности
ГРАЩЕНКОВА Е.Л., к.п.н., специалист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»
Книга в руках современного подростка: какая она?
ШЕВЧЕНКО С.И., директор направления развивающих программ и социальных проектов для родителей и молодежи компании «Искусство тренинга»
Использование видеоматериалов в групповой работе с подростками: практика видеоклубов
РЕЗАПКИНА Г.В., ст. научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, Федерального института развития образования
Как помочь ученикам найти свое место в жизни. Классные часы в 5–9-х классах «Беседы о самоопределении»
ПОЛЯКОВ С.Д., д.п.н., профессор кафедры психологии УлГПУ
Молодежные деятельности и субкультуры – помощь или помеха воспитанию
…О том, например, что классный руководитель брошен на преодоление разобщенности, разрывов отношений, на борьбу с инертностью и равнодушием современного ребенка.
Инна ШУСТОВА, доктор педагогических наук, научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО говорила на тему «События школьной жизни в воспитательной системе школы». В самом деле, не каждое мероприятие – событие для ребенка, а только то, где состоялась встреча, возникла, словами Виктора Слободчикова, «со-бытийная общность», то есть одно бытие коснулось другого, пересеклось. Важнейшее в школе – межличностные связи. Очень часто их появлению мешает закрытость учителя. Почему же он боится открыться?
– Да, учитель не равен ученику в своем бытии, – говорила ведущая, – но в своей человеческой сущности они сравнимы, у них общие переживания.
…О том, что формальными «наскоками» никакое дело хорошо не сделаешь, взять ту же профориентацию.
С лекцией «Как помочь ученикам найти свое место в жизни. Классные часы в 5–9-х классах «Беседы о самоопределении» выступила Галина РЕЗАПКИНА,старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления.
– Как ни трудно классному руководителю, но ему необходимо найти, куда вмонтировать в свою работу три «кирпичика»: реалистичную самооценку, знание о направленности личности, развитие эмоциональной сферы. Это очень важно, потому что вопрос «каким быть?» идет раньше, чем «кем быть?» Половина детей не знает, какие они, и из-за этого теряют годы на обретение своей дороги.
Мы не будем пересказывать лекцию, а отошлем читателей на сайт ученого «Методический кабинет профориентации» – http://metodkabi.net.ru/index.php?id=ur_sopr#ur. Там выложена ее книга «Беседы…» и много других полезных материалов.
…О том, почему не надо жалеть времени на то, чтобы присмотреться к интересам детей, возможно – заразиться ими.
Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета, увлек слушателей темой «Молодежные деятельности и субкультуры – помощь или помеха воспитанию». Кто бы мог подумать, насколько учителя в курсе течений, движений, направлений, поветрий, захватывающих сегодня их подопечных: от граффити и паркура до касплея (дети переодеваются в героев мультфильмов, преимущественно анимэ), зацепинга и игр-пугалок (когда в «хорошее общество» приходят ряженые «вампиры» и безобразничают). Итак, педагоги это знают и лектору подсказывают. Им приходится расшифровывать нюансы-символы детской культуры и думать, почему столь странные обычаи приживаются, какой дефицит восполняется.
Большим вопросом остается педагогическое сопровождение неформальных практик подростков. Нужно ли ребятам это? Профессор Поляков уверен: да. Он советует учителям держаться следующих правил: 1) знать лидеров и с ними общаться; 2) представлять средства – место, аппаратуру, инвентарь, площадки; 3) договариваться об ограничениях. И категорически не надо пытаться организовывать подростковую деятельность.
…О том, что увлечения подростков кинофильмами и созданием видеороликов – естественный атрибут времени, возраста и прекрасный инструмент в руках учителя.
Лекция Светланы ШЕВЧЕНКО, психолога компании «Искусство тренинга», была на тему «Использование видеоматериалов в групповой работе с подростками: практика видеоклубов».
Пожалуй, впервые удалось так отчетливо увидеть разницу в подходе к делу бизнес-тренера и нас, самодеятельных энтузиастов. Речь шла о создании социальной рекламы на видеороликах. Списки требований, ограничений к изготовлению продукта (видеоролика) обширны, все параметры проверены исследованиями: запрет на любое «Не...», необходимость побудительного призыва, скука и замедленность как враг идеи социальной рекламы и работы с подростками вообще…
… И, наконец, о том, как опасно делать вид, что все хорошо, когда что-то плохо, ведь самообман обходится очень дорого.
Круглый стол «Как остановить травлю в школе. Профилактика и преодоление моббинга» прошел остро. Ведущие Ольга САФУАНОВА и Екатерина МУХАМАТУЛИНА, сотрудники кафедры психологии воспитания МИОО, сразу вызвали доверие зала и превратили участников в активных дискуссантов. А начиналось все обычно:
– Есть в школе насилие?
– Нет, у нас не может быть такого, мы следим… Разве вне школы… Разве психологическое… Если только в последние годы… Разве в среде подростков… Но это все из семьи… Из-за СМИ… А уж мы-то точно все правильно делаем!
Получается парадокс: проблемы нет, а людей набилось в зал полным-полно. Постепенно разговорились: где травля из-за внешнего вида ребенка, где умные не нравятся, где аутисты, где дети другой национальности. Неправда, что начальная школа свободна от моббинга – там происходят более опасные, поскольку менее осознанные, отрефлексированные, издевательства. 16 – 17% детей подвергаются травле стабильно – это по статистике.
Что же может сделать школа, педагогический коллектив, классный руководитель? Думали в группах, потом говорили.
Всё-таки классному руководителю нельзя быть равнодушным, когда проблема, которую он не знает, как решить, перестает для него существовать.
Тогда решать! Но как? Советы были разные: агрессора надо сбивать с толку, не давать тех реакций, которых он ожидает; энергию агрессивного конкурирующего ребенка надо попытаться канализировать – что-то ему поручить, дать чем-то поруководить; жертве обязательно помогать, выставлять его в выгодном свете, подчеркивать сильные стороны, привлекать в круг внимания учителя; а если в школе небезопасно многим детям – создавать зоны, где постоянно дежурят учителя. В самом деле – не может классный руководитель сказать: «Жизнь такая, что поделать»; он обязан действовать. Трудно? Ведущие оставили свои контакты: телефон кафедры психологии воспитания МИОО – 495 730 93 48 и адрес сайта с материалами – genesisbook.ru.
И еще кое-что на заметку.
…Оказывается, Государственная Третьяковская галерея тоскует пустыми залами – дети не приходят, их не приводят. Почему? Яна ЛАГУЗИНСКАЯ из отдела образовательных программ «Новой Третьяковки», что на Крымском валу, уверена: современное искусство близко даже самым маленьким, тем не менее – музеи потеряли в глазах взрослых воспитательный потенциал. Яна Владиславовна дала свой адрес: laguzin@rambler.ru и уверила, что образовательные программы, как, например, урок в музее, оплачивать не надо, только входной билет.
По итогу дня – мысль: классный руководитель – это очень ответственная позиция. Дети копируют поведение и возвращают нам эти модели.
А о чем вы думаете, когда вбегаете в свой класс?
Людмила КОЖУРИНА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии