2 апреля 2013 г.
День учителя географии Программа дня
Всего участников: 439
Репортаж
Весь сегодняшний День в разных залах, на разных лекциях и семинарах рефреном звучало — «география не просто учебный предмет, она закладывает и формирует личность человека».
Понятно, что для увлеченных профессионалов в любой области их предмет — «самый-самый». Однако к школьной географии эти слова, пожалуй, можно примерить без лукавства — этот предмет, наряду с историей, литературой и русским языком, создает мироощущение, объясняет ребенку его самого и страну, в которой он живет.
ЗУБАРЕВИЧ Наталья Васильевна, д.геогр.н., профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Неравномерность экономического и социального развития регионов Российской Федерации
САМБУРОВА Елена Николаевна, к.геогр.н., доцент кафедры географии мирового хозяйства географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Современные тенденции развития Китая
ДЕЕВ Михаил Гаврилович, к.геогр.н., старший научный сотрудник кафедры океанологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Географические открытия русских путешественников с X по XX в.
Педагоги следили за выступлением Натальи Зубаревич блокнотами и диктофонами, хотя она и сообщила, что часть материалов можно найти на сайте Независимого института социальной политики http://www.socpol.ru/.
Казалось бы, очевидная тема — все мы знаем, что в России в одних местах густо, а в иных пусто. Но одно дело знать эмпирически, и совсем другое — видеть это в графиках, таблицах, диаграммах, в зеркале статистики. Наталья Васильевна легко и блистательно оперировала массивами данных, формулировала выводы, которые звучали как диагноз:
2/3 страны имеют ограниченные ресурсы развития...
Всего около 10 субъектов РФ развиваются динамично...
Москва, Московская область и Санкт-Петербург дают 70% НДС в федеральный бюджет...
Если мы решаем не дотировать слаборазвитые регионы, то должны просчитать и принять все политические риски такого решения...
Надо заметить, что лекция отнюдь не была в формате «плача Ярославны». Сырьевая структура экономики, падение уровня промышленного производства, перераспределение миграционных потоков, нерентабельность промышленности в слаборазвитых регионах — это не минусы, а особенности нашей страны. С которым просто надо считаться, как, например, с нашим холодным климатом.
Одна из ключевых мыслей, которую выделила Наталья Васильевна: «неравенство не всегда плохо, это не только тормоз, но и ресурс для развития».
Следует различать разные виды неравенства, — пояснила она. — Экономическое неравенство регионов естественно и закономерно — у депрессивного региона просто нет таких доходов, как у нефтедобывающей территории. В любом государстве есть области более и менее развитые и подобное экономическое неравенство — это ресурс для роста, а не недостаток, который надо нивелировать во чтобы то ни стало. Наоборот, такие попытки тормозят динамику развития региона и страны в целом.
Совсем другое дело — неравенство социальное, которое отнюдь не равно экономическому или налоговому неравенству.
Социальное неравенство, когда уровень доходов между самыми богатыми и бедными слоями населения различается на порядок — крайне опасное для государства явление, которое чревато ростом недовольства, напряженности и волнений. Поэтому грамотная государственная политика заключается в том, чтобы субсидировать подобные области и «вкладываться в человеческий капитал».
Однако и в ситуации экономического неравенства много нюансов. Часто налицо явная несправедливость — сильный регион в результате своей выигрышной позиции получает все новые и новые инвестиции — как государственные, так и частные, а слабый — не имеет ресурсов для дальнейшего развития.
Рекомендую вам крайне любопытный доклад Всемирного банка «Пересматривая экономическую географию», — сказала Наталья Васильевна. — Один из выводов этого доклада: чем более экономически успешна страна, тем эффективнее она занимается социальным выравниванием. Это, в свою очередь, подстегивает ее экономический рост. Когда ВВП на душу населения превышает десять тысяч долларов, у страны появляются ресурсы для решения проблемы неравенства. Сегодня у России этот показатель — 19 тысяч долларов.
Ресурсы у страны есть. Но расходуются они неэффективно.
— Большинство управленческих решений на федеральном уровне не просчитывается, они обусловлены сиюминутными нуждами, — заметила Наталья Васильевна. — Если нужно провести саммит АТЭС, вкладываемся в Приморье и остров Русский. Метро в Москве в положении, близком к коллапсу — выделим 76 млрд на строительство. А это целиком бюджет Саратовской области, между прочим. То есть мы Саратовскую область дали Москве на решение проблемы метростроя. И так везде...
Рецептов Наталья Зубаревич не предлагала — это не входило в область ее профессиональной компетенции. Она предельно четко и ясно фиксировала ситуацию, выполняя свой долг, как ученого и как гражданина.
Наталья Васильевна покинула сцену, но вот уйти из зала еще долго не могла. Учителя обступили ее с актуальными вопросами:
За счет чего сейчас развивается Краснодарский край, если не считать подготовку к олимпиаде в Сочи?
Как вы думаете, как можно вытащить из кризиса регионы-аутсайдеры?
Что вы думаете о проблеме Китая? Захватят ли они нас, в конце концов?
Коллеги, следующая лекция целиком посвящена Китаю, — привлекла внимание педагогов Ольга Коротова, главный редактор журнала «География». — Ее будет вести Елена Самбурова из МГУ. И напоминаю, что все лекции этого дня вы найдете на страницах нашего журнала (http://geo.1september.ru/), подписывайтесь на него.
И только тем спасла от внимания учителей Наталью Васильевну, которая иначе точно бы не выбралась из зала до начала «китайской лекции».
У Китая великое прошлое и не менее великое будущее — сходятся во мнениях мировые эксперты. О том, как китайцы достигли в своем развитии выдающихся показателей, Елена Николаевна САМБУРОВА, кандидат географических наук, доцент кафедры географии мирового хозяйства географического факультета МГУ, говорила на своей лекции «Современные тенденции развития Китая».
1,3 млрд населения...
15% мирового ВВП...
4-е место в мире по территории...
Мировая фабрика номер 1...
К 2017 году — крупнейшая экономика мира...
Крупнейший торговый партнер России...
Цифры, с которых Елена Николаевна начала свою обстоятельную лекцию, потрясали и не укладывались в голове. Однако, по мере того, как мазок за мазком лектор обрисовывала объемное панно «Роль Китая в сегодняшнем мире», становилось понятно, что Китай исторически обречен на роль супердержавы, и был таковой большую часть своей истории, за исключением печального периода «Опиумных войн».
Излагать подробно эту лекцию — с историческими отступлениями, анализом предпосылок бурного развития конца ХХ века, экскурсами в демографическую и социальную политику китайских властей, рассказом о стоящих перед Китаем вызовах нынешнего века (в стране существуют острые проблемы: население стареет, пенсионной системы нет, демографический пик пройден, зарплаты растут, а значит главное преимущество — дешевизна производства — уходит), увы, не хватит места. У учителей была исписана не одна страница блокнота.
Интересно, что ни Елена Самбурова, ни Наталья Зубаревич не видят «желтой угрозы» и совершенно не боятся китайской экспансии. Основные аргументы: у Китая много других приоритетов, кроме завоевания холодной и неуютной с точки зрения климата России; все, что необходимо — ресурсы и энергию, они и так получают от нас; с Россией гораздо выгодней торговать, чем воевать; и, наконец, с чего китайцы поедут в Россию, если средняя зарплата в Пекине полторы тысячи долларов?
Между Россией и Китаем — двумя главными темами Дня географии, сумел проскочить юркий кораблик семинара, на котором учителя московских школ рассказали о своем педагогическом опыте.
Так, Елена Владимировна Тарасова, учитель географии гимназии № 1404 «Гамма» (http://www.gamma1404.edusite.ru) рассказала о развитии исследовательских навыков на примере практических работ, Сергей Игоревич Цебенко из московской школы № 25 (http://www.sch25.ru) — о работе с географическими текстами, а Ольга Алексеевна Лапшова из интерната № 2 Москвы (http://интернат2.рф/) — о проекте по использованию родословных на уроках по демографии в 8-м классе.
Интересно, что в ее выступлении, так же, как и на лекции о неравенстве регионов, отчетливо проявилась востребованность географии, ее созвучность нынешней жизни. Это и понятно — хороший учебный проект в руках умелого учителя всегда актуализирован, он решает не только учебные задачи, но и дает ответы на вопросы, которые, быть может, дети не могли для себя ясно сформулировать. Изучение родословных подтолкнуло учеников Ольги Алексеевны к любопытным открытиям о себе самих. Только один факт — оказывается, коренных москвичей среди родителей учеников (тех, чьи предки до революции жили в городе) всего два процента. Это ли не повод подумать о проблеме миграционных потоков, и понять, что все мы — потомки переселенцев?
День географии завершила замечательная лекция Михаила Гавриловича ДЕЕВА, кандидата географических наук и старшего научного сотрудника кафедры океанологии МГУ «Географические открытия русских путешественников с X по XX в.».
Михаил Гаврилович напомнил педагогам, как и откуда стала прирастать Русь Сибирью, и нарисовал впечатляющее полотно героизма и широты русской натуры. Наши люди сумели освоить, разведать, нанести на карты шестую часть мира, — заметил лектор.
В рассказе Михаила Гавриловича ожила галерея русских первопроходцев, людей, неудержимо двигавшихся на восток к Великому (Тихому) океану. Что их толкало туда, в дичь и глушь, в земли незнаемые? На одном азарте и русском «авосе» они рубили струги и кочи, мерзли во льдах и сражались с воинственными племенами, раздвигая границы русского мира. Порой их толкала в путь авантюрная жилка и вполне прагматические соображения, порой — чистая романтика пути, восторг первооткрывателя, который позволил им за полтора века пешком пройти всю Сибирь.
— Мы, в том числе, и потомки тех, кто обогнул Таймыр и прошел Беринговым проливом на плоскодонных судах, собранных без гвоздей. Тех, кто двинулся «встречь солнцу» и собрал шестую часть мира в одну державу.
Для того чтобы понять и оценить этот подвиг народа и нужна география.
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии