Рейтинг@Mail.ru

26 марта 2015 г.

День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры  Программа дня

Всего участников: 1912

Репортаж


И.Л. ШПИЦБЕРГ
Дети с расстройством аутистического спектра в системе образования


На многочисленных площадках обсуждались практически все аспекты сохранения здоровья участников образовательного процесса и способы, позволяющие нам подстроиться под потребности и особенности каждого ученика.

Значительное число участников Марафона выбирали занятия, на которых специалисты делились доступными и эффективными приемами и упражнениями. Например, на мастер-классе «Соматогнозис. Методы и способы коррекции» учителя-логопеда, кандидата педагогических наук Татьяны Ланиной собралось рекордное количество марафонцев, чтобы узнать о методике реабилитации детей с ДЦП. Методы восстановления тонуса мышц демонстрировались на живом и очень симпатичном «учебном пособии» – девочке Насте, которая то сидела, то лежала на столе, изображавшем кушетку.

О бережном отношении к собственному здоровью напомнила коллегам методист ГБОУ СОШ № 2000 Москвы Лариса Муратова на мастер-классе «Здоровый учитель – здоровые дети». Она дала практические рекомендации по правильному дыханию, представила систему упражнений для восстановления тонуса учителя. Их привлекательность в простоте: поддержать свою физическую форму можно даже в классе, когда дети заняты работой, а учитель отошел в конец класса. Это движения с маленькой амплитудой, но большой нагрузкой. Ни специального оборудования, ни большого пространства не нужно. Участники занятия, сидевшие в аудитории довольно тесно, встали и опробовали их на себе. Кроме этого, ведущая предложила еще и комплекс для дома, когда можно лечь на пол: упражнения на скручивание, перевернутые позы, выход из упражнений.

Разумное отношение к своему здоровью закладывается с самых малых лет, с детского сада. Как делать это правильно, рассказывал Баатр Егоров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО на лекции «Здоровье и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС д/с». Он напомнил о том, что не стоит увлекаться модными течениями вроде экзотических дыхательных гимнастик. Лучше следовать природе ребенка и использовать естественные формы детских занятий. Мы ведь активно и правильно начинаем дышать во время бега, например, или когда поем.

Однако, как ни важна физическая составляющая, не надо забывать и о душевном состоянии. Эту тему развивала кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор МГППУ, руководитель психологической службы АНО школа «Президент» Ольга Хухлаева на семинаре «Психологическое здоровье школьников и некоторые способы профилактики его нарушений». Она напомнила присутствующим о соматической природе многих заболеваний.

Нарушить психологическое здоровье могут несколько факторов. Это отсутствие чувства безопасности, которое проявляется в защитной агрессии или страхах. Чувство несвободы, неуверенности в себе порождает капризы, упорное «Не буду!», социальные страхи – «я хочу быть идеальной», в этом случае ребенок выбирает болезнь как оправдание не идеальности. Одиночество ребенка заставляет его делать все, что раздражает взрослого, чтобы получить замечание, суррогат внимания. Неполноценность – «я ничего не значу» – выплескивается в компенсаторной агрессивности или в позиции «маленького и слабого», когда можно не стремиться к достижениям.

Для профилактики этих нарушений мы можем с помощью творческих занятий, сочинения сказок, рукоделия актуализировать правое полушарие, которое повышает адаптивные способности организма. Очень важно научить ребенка устанавливать теплые межличностные отношения. И создавать направленность на позитивное будущее. Для работы по всем этим направлениям ведущая продемонстрировала много упражнений, которые годятся и для малышей, и для взрослых. А аудитория с удовольствием их выполняла.

Многие участники пришли, чтобы поближе познакомиться с организацией инклюзивного образования. Здесь важно все. О формальном следовании закону говорила кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ Елена Кутепова на семинаре «Особенности организации инклюзивного процесса в условиях ФГОС для детей с ОВЗ». Она рассказывала о том, как закон об образовании регламентирует взаимоотношения ПМПК, школы, родителей.

Как можно получить коррекционную помощь? Можно ли опротестовать решение комиссии и как это сделать? Имеет ли право образовательная организация ссылаться на недостаток средств? Обсуждение этих вопросов из зала было очень эмоциональным.

О практике подобной работы на лекции «Дети с расстройством аутистического спектра в системе образования. Различные образовательные модели (д/с и школы)» рассказывал Игорь Шпицберг, руководитель центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», помощник ректора МГППУ по вопросам профессиональной помощи детям с РАС, представитель «Autism Europe» в РФ. Он поделился опытом работы одного из лучших реабилитационных центров в Европе. Сегодня никто точно не знает, что такое аутизм, от него нет лекарства. Но проблема захлестывает весь мир. Если в 1990 году расстройством аутистического спектра страдал каждый 600-й ребенок, то в 2014 – каждый 68-й. И для работы с подобными детьми нужны высококвалифицированные специалисты, чтобы в работе обращали внимание на сильные стороны ребенка, а не на недостатки. Настоящая инклюзия предполагает, что под каждого ребенка с особыми образовательными потребностями будет создана индивидуальная программа. Развивать способности детей, интегрировать в школьную среду учителю помогает тьютор, который обеспечивает участие в жизни класса ребенка, живущего по своим правилам, не умеющего взаимодействовать с другими людьми.

Впрочем, трудности в обучении испытывают и другие дети, входящие в иные группы риска. Любой учитель знает, как непросто бороться с многочисленными ошибками в письменных работах. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ Татьяна Ахутина на лекции «Нейропсихологический подход к анализу дисграфий: диагностика и коррекция» нарисовала пространную картину детских трудностей письма. Чтобы выявить проблему, нужно определить ее первопричину, первичный дефект. Ведущая познакомила аудиторию с основными видами дисграфии: регуляторная, акустико-артикуляционная, зрительно-пространственная. И подробно остановилась на механизмах, порождающих каждую. На примере детских текстов проанализировала ошибки, с какими механизмами может быть связана каждая: полевое поведение, инертное повторение, недостаток оперативной памяти...

Эта информация, как и многие другие открытия, сделанные в этот день, помогут педагогам отыскать ключ к преодолению детских ошибок, трудностей, проблем.

Елена КУЦЕНКО


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

Эффективные средства повышения двигательной активности детей с ОВЗ

КУЛЬКОВА И. В., к.п.н., доцент, зав. кафедрой МГПУ


Мастер-класс

Соматогнозис. Методы и способы коррекции

ЛАНИНА Т. Н., к.п.н., учитель-логопед


Лекция

Аттестация школьников с ОВЗ по физкультуре с учетом новых требований в образовании (ФГОС)

ВОДЯНИЦКАЯ О. И., к.п.н., методист ЦО МОФР, Департамент образования г. Москвы


Семинар

Психологическое здоровье школьников и некоторые способы профилактики его нарушений

ХУХЛАЕВА О. В., д.п.н., к.психол.н., рофессор МГППУ, практикующий психолог, автор множества книг по детской психологии


Лекция

Инклюзивное образование в школе. Теория и реальность

КАРПЕНКОВА И. В., к.социолог.н., психолог, специалист АНО «Наш Солнечный Мир»


 27515%
 111659%
 533%
 28715%
 1578%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Семинар

Охрана здоровья учащихся по ФГОС

ПАНКОВА Н. Б., д.биол.н., профессор ГАОУ ВПО МИОО, член Экспертного совета по вопросам здоровья обучающихся при Комитете по образованию Госдумы ФС РФ


Лекция

Дети с расстройством аутистического спектра в системе образования. Различные образовательные модели (д/с и школы)

ШПИЦБЕРГ И. Л., руководитель центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», помощник ректора МГППУ по вопросам проф. помощи детям с РАС, представитель «Autism Europe» в РФ


Мастер-класс

Дизорфография. Методические приемы коррекции

АЗОВА О. И., к.п.н., доцент, директор медицинского центра «Логомед прогноз»


Семинар

Особенности организации инклюзивного процесса в условиях ФГОС для детей с ОВЗ (Федеральный стандарт принят 15.01.2015 года)

КУТЕПОВА Е. Н., к.п.н., доцент, зам. директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ


Мастер-класс

Здоровый учитель – здоровые дети

МУРАТОВА Л. В., методист ГБОУ СОШ № 2000, г. Москва


 915%
 54629%
 86245%
 30516%
 935%
13:45 – 15:00

Лекция

Здоровье и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС д/с

ЕГОРОВ Б. Б., к.п.н., ведущий научный сотр. Института психолого-педагогических проблем детства РАО


Издательство «Просвещение»

Лекция

Мониторинг психофизиологического состояния у детей предшкольного возраста как основа разработки программ коррекционной работы, учитывающей особые образовательные потребности обучающихся в начальной школе

ЕКЖАНОВА Е. А., д.п.н., профессор, директор ГБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» ЮЗОУО Департамента образования г. Москвы


Лекция

Нейропсихологический подход к анализу дисграфий: диагностика и коррекция

АХУТИНА Т. В., д.психол.н., профессор, зав. лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ


Семинар

Инклюзивное пространство в процессе слияния ОО разного уровня с учетом ФГОС

РОМАНОВА Е. М., педагог ГБОУ СОШ № 518 г. Москвы, международный эксперт по инклюзивному образованию


Центр «Школа мудрости»

Лекция

Влияние лечебно-оздоровительной нагрузки по системе йоги на функциональное состояние организма преподавателей и школьников

РАГОЗИН Б., зав. кафедрой аюрведы РУДН, практикующий врач аюрведы, автор нескольких книг и научных трудов


 1267%
 40721%
 93850%
 29415%
 1247%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии