Рейтинг@Mail.ru

31 марта 2016 г.

День учителя биологии  Программа дня

Всего участников: 244

Репортаж

Программа Дня учителя биологии была насыщена разнообразной информацией о работе с учебными пособиями, непосредственной деятельности на уроках, а также предстоящему ЕГЭ. Для 244 предметников, собравшихся 31 марта на Педагогическом марафоне, подготовили 8 докладов на все эти темы.


Особенности подготовки к ОГЭ по биологии в 2016 году
БОГДАНОВ Н.А., к.п.н., доцент кафедры естествознания и коммуникационных технологий МПГУ

Издательство «Дрофа-Вентана» подготовило к этому дню две лекции. Напомним, новое объединенное издательство является генеральным спонсором 15 марафона школьных учителей. О «Модели организации деятельности учащихся, направленной на достижение образовательных результатов, средствами УМК по биологии Объединенной издательской группы «Дрофа-Вентана» говорили Морзунова Инна Борисовна и Гаврилова Жанна Анатольевна. Они показали четыре из шести выпускаемых в ОИГ «Дрофа-Вентана» линий учебных материалов по предмету. Эти учебные пособия дают возможность изучения биологии различными способами. Учебник Н.И.Сонина предполагает свободу творчества, пособия В.В.Пасечника и И.Н.Пономарева – традиционный подход к изучению, а УМК Т.С.Суховой, который является новым на рынке, предлагает ученикам самостоятельную работу. При работе каждого из выбранных УМК, по словам докладчиков, можно достичь конкретных, измеримых, достижимых на уроках и соответствующих возрасту учеников результатов. Поэтому у учителей есть выбор, сделать который они могут, руководствуясь собственными предпочтениями и потребностями своих учеников. Помимо разговора о конкретных учебных пособиях, спикеры напоминали о главном, чего следует помнить на занятиях с детьми – о балансе. Именно баланс должен быть определяющим при подаче информации ученикам. Ведь, «проявляя слишком много активности, «подстилая соломку», подталкивая к нужному ответу, учитель может помешать ребенку в обучении». Поэтому, важно, чтобы уделялось внимание исследовательскому компоненту.

Подробный рассказ об учебниках в виде презентации можно будет найти на сайте Объединенной издательской группы «Дрофа-Вентана» www.drofa.ru уже на будущей неделе.

Об исследовательской деятельности говорилось на встрече с Еленой Евгеньевной Матюшенко и Марианной Сергеевной Наливкиной. Они пришли к биологам с лекцией «Формирование исследовательской и проектной деятельности средствами УМК «СФЕРЫ», собравшей большое количество слушателей. Напомнив народную китайскую мудрость о том, что накормить голодного на всю жизнь можно, дав ему удочку и научив ловить рыбу, спикеры подчеркнули важность практических навыков в обучении школьников. О проектной и исследовательской деятельности говорят все. Есть соответствующие требования и в ФГОС. Марианна Наливкина и Елена Матюшенко предложили разобраться, чем же отличаются проектная деятельность от исследовательской.

Прежде всего, лекторы напомнили, что исследование – это процесс познания предмета учеником под руководством специалиста. Главный критерий исследования – логичность. Проектирование же – это создание объектов и явлений при определенных задачах. Здесь главным критерием является практическая значимость.

Поговорив о теории, перешли к тому, как эти задачи решаются на практике. В качестве примера был продемонстрирован кусочек вебинара Светланы Григорьевны Морсовой, которая рассказывала о своем опыте исследовательской и проектной деятельности на основе этого материала. Представители «СФЕРЫ» отметили, что их учебные материалы входят в федеральный перечень учебников для средней и старшей школы и включают в себя как печатную продукцию, так и электронную.

О работе с другими медиа-материалами рассказал кандидат педагогических наук, доцент кафедры естествознания и коммуникационных технологий МПГУ Богданов Николай Александрович на лекции «Включение содержания интерактивных учебных пособий «Экзамен-Медиа» в рабочую программу по биологии». Он показал, как работать с ними на практике, продемонстрировал возможности такой подачи материала. Благодаря этим интерактивным пособиям ученики могут подробно рассмотреть предмет изучения, ознакомиться с небольшими видеофильмами (на 1-2 минуты). Есть и возможность использовать этот материал для собственного творчества в контексте темы: тут же можно изобразить схемы и другие необходимые рисунки, для этого есть графические возможности.

О практической деятельности в контексте лабораторных и практических работ говорилось в докладе на тему «Лабораторные и практические работы по биологии как средство достижения образовательных результатов» также подготовленном Объединенной издательской группой «Дрофа-Вентана». Выступала главный методист издательства Светлана Николаевна Исакова. Как и в случае с исследовательской и проектной деятельностью здесь тоже искали различия в понятиях лабораторные и практические работы. Для того чтобы и учителю и ученикам было интереснее и понятнее, Светлана Николаевна посоветовала создавать авторские программы, беря их за основу обучения. Как это сделать, Исакова тоже рассказала: нужно определить цели, составить и четко прописать алгоритм действий, сформулировать четкие требования. Кроме того, Светлана Исакова предложила делать в школах уроки «Практикум» по биологии, как это происходит, например, при изучении химии. Это, по ее мнению, упростит техническую подготовку к лабораторным работам и позволит оптимально использовать лабораторное оборудование для фронтальной работы учеников.

В контексте поиска форм изучения материала большой интерес вызвала лекция Владимира Васильевича Пасечника, профессора кафедры методики преподавания биологии и экологии МГОУ, доктора педагогических наук, вице-президента и академика-секретаря отделения биологии и географии Международной академии наук педагогического образования, а также автора школьного учебника по биологии. Лекция называлась «Авторская методика организации познавательной деятельности в процессе обучения биологии», послушать ее пришло много участников марафона. Владимир Васильевич отметил, что лучшее для ученика – самостоятельное получение знаний, поэтому задача учителя дать ему инструменты для этого. Согласно исследованиям, о которых говорил Пасечник, лишь чуть более 10 процентов учеников предпочитают традиционную форму обучения – в виде лекции учителя. Большинство же школьников выбирают активный способ изучения материала. Виктор Васильевич отмечает также, что при таком варианте дети совсем не утомляются к концу урока, чувствуя себя активными.

Как и многие сегодняшние спикеры, профессор вспомнил о словах Плутарха: ученика нужно зажечь, как факел. И горючим в этом случае являются именно знания, которые получают ученики от своего учителя. Есть и продолжение этой фразы: зажечь факел может только тот, кто горит сам – это качество обязательно должно быть у учителя.

При обучении важно (и это самое сложное) сочетать репродуктивную и творческую деятельность в классе, – уверен Владимир Васильевич. При этом учителю нужно правильно поставить задачу. Развитие школьников Пасечник видит в процессе совместного обсуждения, а не механического заучивания. Владимир Васильевич продемонстрировал, как можно организовать такую деятельность во время уроков, отметив, что структурной составляющей при изучении материала становится тема в целом. Приступая к ее изучению, необходимо учесть четыре части: инструктаж (беседа, лекция), самостоятельную работу (ей должно уделяться больше всего времени), обратную связь, а также обобщение и оценка знаний, как итог. Тут же участникам показали, как эта задача была решена за шесть уроков, отведенных на изучение конкретной темы по предмету.

Учитывая, что конец учебного года быстро приближается, на завершающей паре Марафона большинство учителей биологии собрались в аудитории, где обсуждались предстоящие экзаменационные испытания. Интерес вызвала тема «Методика комплексной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии в основной и старшей школе». Перед участниками марафона выступил кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по биологии, руководитель группы разработчиков КИМ ОГЭ по биологии Валериан Сергеевич Рохлов.

Лектор говорил о структуре контрольно-измерительных материалов (КИМов), подчеркнув, что в таком виде они существуют в последний год (потом КИМ изменится). Рассказал о преемственности ОГЭ и ЕГЭ, о количестве заданий и о содержании вопросов. Валериан Сергеевич подчеркнул, что в ближайшие годы КИМ будет совершенствоваться и что это – единственный путь, поскольку отмены ЕГЭ в нашей стране точно не предвидится, ведь для этого необходимо менять всю законодательную базу. Пока остается вопрос – насколько останется прежней сама модель. Есть разговоры о том, что 50% КИМов будут практические.

Рохлов подчеркнул, что к ЕГЭ можно подготовиться за два года, ведь большая доля контрольных вопросов – по общей биологии, а оставшаяся часть – на базовом уровне. Важно только повторять пройденный материал.

Сложнее пока с ОГЭ, основная часть вопросов которого посвящена изучению человека. Эксперт считает, что если воспользоваться правом создания индивидуальной программы в школе, ученикам будет легче. В этом случае можно растянуть программу 8 класса, продлив ее на одну четверть 9 класса, что даст возможность лучше запомнить пройденный материал. Рохлов подчеркнул, что в нынешнем виде ОГЭ также просуществует лишь еще год, далее же тоже все изменится. Лектор ознакомил присутствующих с сериями «Модульный триактив – курс» и «Национальная контрольно-диагностическая лаборатория». Напоследок руководитель группы КИМ ОГЭ по биологии подбодрил учителей, предположив, что большинство учеников справятся с заданиями. Слушатели ответили шквалом аплодисментов и словами благодарности.

О предстоящих экзаменах говорил также кандидат педагогических наук, доцент кафедры естествознания и коммуникационных технологий МПГУ Николай Александрович Богданов, рассказывая об «Особенностях подготовки к ОГЭ по биологии в 2016 году». Для того чтобы учителя могли подготовиться к тому, что ожидает их учеников, он рассказал о сайтах, где можно найти необходимую информацию:

http://fipi.ru/oge-i-gve-9 – информация о ОГЭ и ГВЭ-9;

http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/demonstration/ – демонстрационные версии заданий;

http://opengia.ru/ – открытый банк заданий ГИА.

Ольга Хотимская


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Включение содержания интерактивных учебных пособий «Экзамен-Медиа» в рабочую программу по биологии

БОГДАНОВ Н. А., к.п.н., доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникационных технологий МПГУ


Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Модели организации деятельности учащихся, направленной на достижение образовательных результатов, средствами УМК по биологии Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана»

МОРЗУНОВА И. Б., к.б.н., дирктор центра ЕНО Корпорации «Российский учебник»;
ГАВРИЛОВА Ж. А., зав. редакцией биологии ЦЕНО


Издательство «Просвещение»

Лекция

Формирование исследовательской и проектной деятельности средствами УМК «СФЕРЫ»

МАТЮШЕНКО Е. Е., к.п.н., учитель биологии МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова», координатор развития исследовательской и проектной деятельности обучающихся общеобразовательный организаций г.о. Троицк, Москва;
НАЛИВКИНА М. С., методист по химии и биологии Центра «Сферы» издательства «Просвещение»


 6829%
 11147%
 5824%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Объединенная издательская группа «Дрофа–Вентана»

Лекция

Лабораторные и практические работы по биологии как средство достижения образовательных результатов

ИСАКОВА С. Н., главный методист Объединенной издательской группы «Дрофа»-«Вентана-Граф»


Издательство «Просвещение»

Лекция

Авторская методика организации познавательной деятельности в процессе обучения биологии

ПАСЕЧНИК В. В., профессор кафедры методики преподавания биологии и экологии МГОУ, доктор педагогических наук, вице-президент и академик-секретарь отделения биологии и географии Международной академии наук педагогического образования


Издательство «Экзамен»

Лекция

Особенности подготовки к ОГЭ по биологии в 2016 году

БОГДАНОВ Н. А., к.п.н., доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникационных технологий МПГУ


 7132%
 5324%
 10044%
13:45 – 15:00

Издательство «Национальное образование»

Лекция

Методика комплексной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии в основной и старшей школе

РОХЛОВ В. С., к.п.н., методист Центра педагогического мастерства (ЦПМ)


Издательство «Легион»

Лекция

Развитие познавательных УУД в процессе обучения биологии (из опыта работы)

КИРИЛЕНКО А. А., учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 3» (г. Аксай, Ростовская область), победитель конкурса «Лучшие учителя России» 2008 и 2015 годов, автор учебно-методических пособий издательства «Легион»


 16774%
 6026%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии