10 апреля 2016 г.
День учителя английского языка Программа дня
Всего участников: 1147
Репортаж
Сегодня девиз марафона звучит по-английски: time to learn, time to teach, time teaches. Да и многие лекции сегодня звучали на английском: такой уж день особенный!
Изменения в ОГЭ и ЕГЭ и система подготовки к итоговой аттестации в 4, 9 и 11 классах
КАЗЕИЧЕВА А.Е., заместитель руководителя центра образовательных программ издательства «Титул»
Эффективные приёмы подготовки учащихся 9 классов к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку
МИШИН А.В., зам. директора по научно-экспериментальной и аналитической работе многопрофильной гимназии № 12 города Твери, учитель английского языка высшей категории, заслуженный учитель РФ, почётный работник общего образования РФ, почётный работник науки и образования Тверской области, дважды победитель конкурса лучших учителей России в рамках ПНПО
Острые углы ОГЭ и ЕГЭ (словообразование и устная часть)
КОРЧАЖКИНА О.М., к.т.н., учитель английского языка высшей категории, член редакционной коллегии журнала «Иностранные языки в школе»
Больше всего слушателей собралось на лекции «Изменения в ОГЭ и ЕГЭ и система подготовки к итоговой аттестации в 4, 9 и 11 классах». Зам. руководителя центра образовательных программ издательства «Титул» Алена Казеичева сразу предупредила: материала очень много! Начали с конца, то есть с 11 класса: в этом году изменения коснулись только устной части, зато самых «дорогих» по баллам заданий на говорение. Дети, сдающие английский, должны блестяще описывать картинки, даже сложные абстракции: задействовать всю активную лексику, обращать внимание на подробности, отдельно описывать передний и задний план. В четвертом задании требуется сравнить два понятия, изображенные на картинках (не сами картинки!) – разные возрасты, профессии, праздники. Это задание уже вызвало шок у многих сдававших: картинки так странно подобраны, как будто и нечего сравнивать! Но тут уже вопрос не к знанию языка, а к мышлению.
И все же, самый страшный «зверь» на ЕГЭ по английскому – компьютер, которому ребенок теперь должен отвечать, для пущей объективности. Алена Казеичева подчеркнула: если ребенок говорит не по теме, он получает ноль. Если слишком долго думает над вопросом – баллы снижаются.
– Как быть, если ребенок по натуре медлителен, любит все обдумать? – раздался голос из зала.
Ответ: тренируйте учеников не ждать долго, отвечать сразу. Тогда для них сам экзамен не будет слишком большим шоком. А что будет, если ребенок на компьютере не понял или не расслышал вопрос? Выгодно ли переспрашивать или просто молчать?
– А нигде не сказано и никем не проверено, что будет. Известно: если ребенок не ответил на вопрос – балла ему не поставят. Даже если он красиво и чисто переспросит компьютер.
Как же подготовить ребенка к такой серьезной проверке? Ведение урока целиком на языке – это мало. Нужно обогатить интонационный ресурс: включать видеозаписи, постоянно слушать речь разных людей с разной манерой речи.
– Ребенок не должен привыкать к вашей речи, он должен учиться усваивать разные акценты и темпы речи, – подчеркнула Казеичева.
В соседнем зале тоже шла речь о ЕГЭ. Лекцию «Система подготовки к устной части ЕГЭ с новым пособием серии «Macmillan Exam skills for Russia»: аудирование и говорение с интернет-ресурсом» прочитала Наталия Галанина, ведущий методист издательства.
Здесь – то же, что требуется на ЕГЭ и ОГЭ, но уже прямо в рабочем учебнике. Для каждого параграфа картинки с набором вопросов, задачи на понимание текста, на ведение дискуссии.
– Прекращайте учить с детьми темы наизусть, – энергично призвала учителей Галанина.– Чем больше дети запоминают, тем хуже говорят. Заученные тексты, «топики» – это вчерашний день. Нам нужна спонтанная речь!
А на лекции издательства Кембриджского университета «Content And Language Integrated Learning In The English Language Primary And Secondary Classroom» в это время звучал чудесный рок-н-ролл: «не знаю истории, не знаю биологии, не знаю математики – но знаю, что люблю тебя». Лектор Гари Андерсон предложил учителям программу интегрированного обучения английскому– CLIL. Суть в том, чтобы изучать язык в контексте различных наук– математики, естествознания, истории. Здесь было много отрывков из видеокурса– например, об опасных и неопасных животных. Учителя были рады лекции как поводу послушать чудесную, мягкую речь носителя языка. Зал был переполнен, учителя сидели на ступеньках, с радостью отзывались на вопросы Гари Андерсона – атмосфера на лекции была демократичная и легкая, как в старинном европейском университете.
«Кембриджскую» сессию продолжила Клэр Барнс (Claire Barnes), педагог и тренер. Она рассказала учителям о том, как выполнять экзаменационные задания уровня B – те самые пресловутые описания картинок.
Клэр охотно поделилась с учителями своей коллекцией идей. Например, вот на экране четыре картинки на одну и ту же тему: день рождения. Клэр подробно, но не заученно описывает картинку, а учителя определяют, о какой именно идет речь. Ту же работу было предложено проводить на уроке, в маленьких группах. Это удобно, потому что никто не будет тебя прерывать и контролировать каждую секунду.
– Мы не подсчитываем ошибки отвечающих, – говорит Клэр.– Наши не ошибаются (в зале раздается смех). Нет ничего ужаснее для старшеклассника, чем стоять у доски и чувствовать буравящий взгляд учителя, – добавляет иностранный эксперт.
О том же самом говорилось на лекции компании «Language 360» «With Focus On EGE»:
– Почему ваши ученики не говорят свободно? Они боятся забыть слова, допустить ошибку, сказать не то, промямлить, стать посмешищем, – с большим чувством говорит лектор Магдалена (Magdalena Szewczyk). – И тем не менее, они все жаждут говорить – быть услышанными, привлечь внимание, выразить себя.
«Горячая» тема экзаменов не прекращалась весь день. Заместитель директора в многопрофильной гимназии №12 из Твери Андрей Мишин прочел длинную и содержательную лекцию об эффективных приемах подготовки учащихся 9 классов к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку. Лектор напомнил собравшимся, что на сайте ege.edu.ru уже год как висит онлайн-тренажер по устной части ЕГЭ: можно пробовать отвечать, слушать, нажимать на кнопки. А вот для девятого класса такого пока нет – но должен появиться.
– Нам такой обещали в апреле – так апрель-то еще и не закончился! – со смехом рассказывает Мишин. – Может быть, и успеют.
Зато за открытый банк заданий Мишин сказал ФИПИ отдельное спасибо. Продукт, по мнению лектора, получился добротный и полезный для девятиклассников. Тем не менее, расслабляться некогда: в этом году будут сдавать не только сильные, но и слабые, те, кому нужно только преодолеть порог. Им нужно помочь настроить фонетику, интонации, а еще – проверить, умеют ли дети обращаться с английскими цифрами, числами и датами: у нас это, как выяснилось, «больной» вопрос.
Всю нюансы словообразования были освещены на лекции «Острые углы ОГЭ и ЕГЭ (словообразование и устная речь)». Ольга Максимовна Корчажкина, учитель английского языка высшей категории, показала учителям, на какие префиксы обратить внимание, как систематизировать знания и потренировать детей самостоятельно превращать глаголы в существительные, прилагательные и наречия.
На семинаре «Как хорошо уметь читать!» методист из Санкт-Петербурга Людмила Романова и академический директор компании «Евролибра» Ирина Карпакова напомнили: теперь требование Кембриджского синдиката ко всем, кого они экзаменуют – читать так глубоко, как только сможете. Захватывайте побольше новых слов, обращайте внимание на незнакомые грамматические формы.
– В 2005 году российские дети, если верить экспертам, знали три прилагательных: «гуд, бэд и бьютифул», – шутили докладчики.
Есть чтение для удовольствия и для глубины. В первом случае – читаем дома, выбираем книги по возможности сами, стараемся не спотыкаться все время о новое и непонятное. Наращиваем беглость. Во втором случае – читаем сложное, насыщенное, но по чуть-чуть, чтобы не устать. Вникаем. Лучше всего – отрабатываем навык на уроке. А что можно сделать с книгой после прочтения? Снять по ней мультфильм, сделать деловую презентацию, подготовить захватывающий трейлер – примеры по итогам прочтения «Кентерберийского привидения» были представлены на семинаре.
Тем, кто учит малышей, была полезна лекция «Игра как инструмент достижения предметных и метапредметных результатов ФГОС». Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии РГСУ Петр Степичев показывал, как увлечь английским учеников начальной школы. IQ-конструктор – пособие на петлях из четырех букв, которые образуют слова. Перфокарточки – 240 заданий разного типа, включая даже элементы аудирования для новичков.
А как запомнить структуру предложения? При помощи кукол-наперстков, «грамматических пальчиков»! Надеваем нужную куклу на нужный пальчик, и получается живая наглядная памятка. Безымянный палец – для вспомогательного глагола, указательный – для основного глагола, самый высокий средний палец – для подлежащего.
Учителям – напутствие: если начинать с куколок, а потом с удовольствием читать на языке и изучать биологию на английском – как знать, может и экзамены пройдут легко!
Александра Чканикова
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии