28 марта 2017 г.
День учителя ОБЖ Программа дня
Всего участников: 68
Репортаж
Спасение жизни не может преподаваться безжизненно 28 марта на Педагогическом марафоне прошел День учителя ОБЖ. Предмет был введен в школьную программу при содействии Эдуарда Днепрова, первого министра образования в постсоветской России, прекрасного ученого-педагога. Записалось на этот день более 800 человек, пришло меньше, так что обошлись без разделения по залам и темам. Разговор о том, что такое ОБЖ для детей, общества, государства сегодня шел в одном кругу, и картина сложилась целостная...
День открыл Николай Евгеньевич Симонов, кандидат юридических наук, профессор, завкафедрой медицины и БЖД МПГУ. Он рассказал о трудностях создания стандартов по ОБЖ, планов и программ ― «предмет, который учит спасать жизнь, свою и чужую, не ложится в прокрустово ложе формальных описаний». Проработавший десятки лет на госслужбе, он не верит чиновничьим инициативам. Поэтому предложил начать день с практики, а именно ― с медицинской составляющей ОБЖ, оказания первой помощи пострадавшему. Сразу предложил учителям делиться своими навыками, если чем-то полезным овладели.
Первое занятие ― «Приемы эффективного практического обучения оказанию первой помощи» ― провел Лев Георгиевич Бубнов, доктор медицинских наук, член-корреспондент Академии военных наук. Докладчик ― автор знаменитого «Атласа оказания первой помощи», бывший врач «Скорой». Он убежден:
― Практический навык берется руками и больше никак. Лектории, вебинары, дистанционка ― все это ни о чем для спасателя.
В это время муляж на сцене начинает стонать. «У него кровотечение! Что вы делаете?» Далее ― оживленный разговор с залом. Правильные ответы: сначала помочь, потом вызывать Скорую; педагог не будет осужден за ошибочные действия в ситуации крайней необходимости ― не бойтесь за себя; нельзя терять ни секунды.
По последнему параметру факт: вызов спасателей дает преимущества перед Скорой. Люди, которые не знают, как называются кости, накладывают жгут на 3-5 секунд и реально спасают жизни. Скорость важна, а основных навыков немного, 5-6, главное ― тактика: шина вдвоем, носилки втроем, при ране головы голову не трогаем, наложенный на рану платок не меняем, только промокший бинт… Если человек не шевелится ― дело серьезно… если поза лягушки ― сломаны кости таза и бедренные кости ― тогда не трогай, зови помощь, выживаемость 1 час.
И все это постигается практикой и больше ничем. Поэтому дети должны действовать, а смысл действиям придает командное соревнование. Был показан ролик с соревнований восьмиклассников по оказанию первой помощи:
― Вы поняли: это обучение навыку через спортивный азарт, секундомер, штрафы, бонусы. Это ― правильное обучение. Много жизней потеряно на дорогах просто от потери крови, на пожарах от дыма, в терактах ― из-за незнания элементарных норм безопасности.
Нам рассказали, что делать при ранении сонной артерии, как правильно примотать жгут и почему именно так, показали многое другое, все делалось молниеносно. Затем было устроено нечто вроде тренировки для участников марафона: люди в форме подсказывали, как и что делать с «пострадавшими» муляжами.
В качестве бонуса ― совет от маэстро:
― Иллюстрации правильного поведения в экстремальной ситуации дают американские триллеры, там все по науке, к тому же красиво обыграно. «Крутой Уокер: Правосудие по-техасски»» Лесли Грифа и Пола Хаггиса с Чаком Норрисом, например. Персонаж знает, что разорванную сонную артерию надо зажать пальцем, делает это, продолжая стрелять, но невольно опускает руку, изумившись наглости противника. Психология!
Сергей Викторович Петров, директор Информационно-аналитического центра по проблемам преподавания БЖД, профессор кафедры медицины и БЖД МПГУ, академик Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ), посвятил свое выступление «оживлению» преподавания ОБЖ:
― Чем скучнее тема, тем больше двигайтесь, действуйте, придумывайте. Ведь если вам придется вытаскивать человека из ледяной проруби, вы не только шарф, ремень снимете, но и брюки!
Вот что важно ― установка на помощь любой ценой.
― Если утопающий вцепился вам в шею и душит, делайте так (показывает), если он уже на берегу, но не дышит, ― тогда так… из задымленного помещения людей выводить, прицепив их к веревке… нет носилок ― возьмите стул… стулом можно прикрыться в рушащемся здании… если прямо на вас мчится транспортное средство, повернитесь задом, подпрыгните ― травмы будут не такими страшными…
Коротко говоря, привычность мыслей надо гнать. Носовой платок, палка, веревка, картонка, камень, нож ― все может стать орудием спасения. Сергей Викторович разработал серию игр-соревнований на самоспасение-выживание. Например, такое задание: каждая команда записывает варианты использования шарфа (полотенца) ― всего известно 70 способов, сколько придумаете и продемонстрируете вы?
Хотя на взгляд опытного человека, полковника МВД, каким является Петров, решающим фактором является внутренняя мобилизованность человека и приложенные к ней руки-ноги-голова, а не программное и финансовое обеспечение предмета, высказывались сожаления об отсутствии в школе материальных ресурсов для проведения полноценных уроков.
Учителю ОБЖ МОУ СОШ № 883 Артуру Рудольфовичу Шмидту удалось преодолеть небрежение предметом со стороны администрации. Он создал в школе базовую площадку Всероссийского движения «Школа безопасности», и теперь формирование культуры безопасности жизнедеятельности среди детей и подростков едва ли не главный козырь школы. Внеурочная работа с ребятами ведется три раза в неделю, это альпинизм, медицина, спасательные практики через соревнования. Курируют работу специалисты высокого класса.
― Сейчас проводится много мероприятий, на которых ребята могут выступить и показать навыки работы в спасательном экипаже. Всем очень интересно.
Молодой учитель был в форме с шевронами, подтянут, немногословен.
И вы, дорогие учителя ОБЖ, обратите внимание на Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». К этому призывали и другие выступающие.
А я закончу тонким штрихом (из выступления одного докладчика):
― Я тогда не погиб, потому что у меня не было в ушах наушников…
Людмила Кожурина
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дняСимонов Николай Евгеньевич, к.юр.н., профессор, зав. кафедрой медицины и БЖД МПГУ | ||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии