5 апреля 2017 г.
День учителя химии Программа дня
Всего участников: 135
Репортаж
Облачно с прояснениями ― такой была не только погода в день Учителя химии, но и настроение многих участников марафона. Химия переживает непростые времена: часов все меньше, контрольно-оценочных мероприятий все больше, дети упорно показывают посредственные результаты на ЕГЭ. Эксперты, методисты и авторы учебных пособий поспешили на помощь учителям.
Система преподавания химии в соответствии с деятельностным подходом на основе проблемного обучения с использованием УМК О.С.Габриеляна издательства «Просвещение»
Сергей Анатольевич Сладков, к.п.н., заведующий редакцией химии издательства «Просвещение»
Методические особенности подготовки к ЕГЭ по химии с учетом изменений в КИМ 2017 года
Дмитрий Юрьевич Добротин, к.п.н., доцент Института педагогики и психологии образования (ИППО) МГПУ, «Учитель года Москвы–1995»
Новые задания ЕГЭ 2017
Владимир Николаевич Доронькин, к.хим.н., доцент РГУПС, автор пособий по химии издательства «Легион»
Метапредметность в обучении химии
Алексей Анатольевич Журин, д.п.н., автор УМК «Сферы» издательства «Просвещение»
Реализация преемственности обучения химии при переходе на ФГОС
Олег Сергеевич Габриелян, к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии для общеобразовательных школ
Пути повышения качества обучения химии при использовании УМК И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской
Нина Степановна Новошинская, к.хим.н., доцент кафедры общей химии Краснодарского технического университета, автор линии учебников по химии издательства «Русское слово»
Использование современных электронных ресурсов на уроке
Светлана Вячеславовна Гаврилова, методист по химии Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана»
Мотивация, цели и личностные смыслы познания химии
Павел Александрович Оржековский, д.п.н., профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МПГУ
Больше всего педагогов собралось на лекции доцента Института педагогики и психологии образования (ИППО) МГПУ Дмитрия Добротина. Тема животрепещущая: «Методические особенности подготовки к ЕГЭ по химии с учетом изменений в КИМ 2017 года».
― ЕГЭ проводится уже семнадцатый год, а к нам в комиссию поступают те же самые вопросы: не все правильно понимают, как устроен экзамен. Сильные дети теряют баллы: нам кажется, что случайно, а на самом деле за этим часто стоит наше пренебрежение мелочами. Мы-то каждый год готовим, нам многое кажется очевидным. А для ребенка это первый экзамен по химии!
Добротин дал педагогам много полезных советов. Во-первых, чтобы не гадать, что может, а чего не может быть в ЕГЭ, изучайте нормативные документы: КИМы, кодификаторы, спецификации. Во-вторых, давайте детям в помощь перечень элементов содержания курса. Для них это полезный ориентир. В-третьих, объясните «высокобалльникам», что задания базового курса нужно отработать, даже если они на олимпиадах и не такое решали.
― Из-за снисходительного отношения к части А отличники и теряют баллы ― а им, наоборот, нужно бороться за каждый балл, не уповая на апелляции. На всякий случай, настройте детей на то, что после ЕГЭ жизнь не заканчивается, и не стоит ради сдачи рисковать всем, особенно нервами и здоровьем.
Невозможно написать ЕГЭ без метапредметных умений: правильно прочитать задание, в нужной последовательности записать номера ответов в таблицу. Алгоритмы выбора нужного вещества из перечня нужно специально проговорить с ребенком, причем эксперт считает нерациональным решать задачи «в ряд», подставляя каждое вещество под каждую реакцию. Экономнее будет пробежаться «сверху вниз», выбрать точно совпадающие пары: так затратишь меньше сил.
В целом, большинство заданий ЕГЭ знакомые, а вот ошибки всегда новенькие. Ученики пропускают побочные продукты реакции, не расставляют коэффициентов, составляют схемы вместо уравнений реакции, используют не структурные, а молекулярные формулы веществ. Правда, не все просчеты будут строго караться:
― Если в цепочке реакций не указаны условия, то в методических рекомендациях советуют не снижать. Но лучше, чтобы все-таки они указывали условия.
Педагоги возражали: а моему ученику за это снизили! А иногда ответы бывают неоднозначные!
― Нам намекают на то, что у нас неоднозначные ответы, ― улыбнулся Добротин. ― Но все наши варианты проходят серьезную экспертизу, у меня не повернется язык обвинить моих коллег в незнании химии. Если вам кажется, что вопрос неоднозначный ― пишите нам на почту, разберем. Или просто выбирайте максимально вероятный вариант.
В это время заведующий лабораторией химии Политехнического музея Денис Жилин выступал на лекции «Особенности изучения химии на углубленном уровне средствами УМК издательства «Просвещение». В основном курсе химии, действительно, слишком мало сказано о самом интересном: свойствах материалов, устройстве промышленных предприятий:
― Нас ругают, что курс химии оторван от жизни ― а мы его привязываем, ― объясняет ученый. ― В учебнике дано много любопытных примеров, что важно, современных! А описание процесса производства кинопленки из целлюлозы ― это давно уже прошлый век.
В углубленном курсе химии особенно важно показать общие принципы химических процессов: и это тот самый случай, когда одна картинка может заменить много страниц учебника. Например, диаграммы Пурбе: вся химия элемента в одном графе! На примере железа и марганца Жилин показал учителям, как легко и наглядно подать большой объем материала.
Но это о широком подходе и занимательных заданиях, а типовые задачи и общие требования, традиционно, осветил на лекции «Новые задания ЕГЭ-2017» доцент РГУПС и автор пособий издательства «Легион» Владимир Доронькин.
Метод подготовки педагогов к ЕГЭ по Доронькину ― это конкретные примеры и подробные описания каждого решения, с расписанными формулами, уравнениями реакции и фрагментами рассуждений. Особенно встревожил педагогов «восьмой вопрос» ЕГЭ ― он всегда вызывал у учащихся большие сложности, средний балл по нему составляет всего около двух процентов.
Кто-то из педагогов высказал предложение вернуться к прежней культуре преподавания: не выходить на урок без реактивов! Показывать все наглядно, дети сразу станут лучше усваивать! Лектор констатировал: все так, но у нас изменился социальный заказ общества, а за ним и стандарт. Наша программа соответствует заказу, и нам, учителям, приходится с ними считаться.
Автор УМК «Сферы» издательства «Просвещение» Алексей Журин поведал учителям о метапредметности в обучении химии. Все начинается с самого первого урока химии, а именно с процесса формирования общих понятий. Ссылаясь на книгу Давыдова «Виды обобщения в обучении», Журин отметил, что просто «дать» понятие ― слабая позиция, ведь ученик может и не «взять». Лучше всего, когда понятие формируется на основе восприятия, причем к восьмому классу у школьников целый ряд понятий уже сформирован. Они понимают, что такое твердый, белый, непрозрачный, теплопроводный. Задача учителя химии ― вывести их в одно общее понятие свойства. Оно ― надпредметное, крайне важное для дальнейшего процесса познания.
― Коллеги, а как вы объясняете детям, что такое вещество? ― вдруг задает вопрос Журин.
Педагоги отвечают цитатой из учебника: то, из чего состоят физические тела.
― Вот оно! Формировать ― еще полбеды, а давать определение понятиям мы вовсе не умеем. Вот мы, рассказывая детям о свойствах азотной кислоты, показываем взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Мы берем пластинку, вещество ― медь. Берем стакан, вещество ― стекло. А кислота имеет тело? Выделяется бурый газ ― а он тело имеет? Половина веществ под определение не попадают. При одних условиях это вещество, а при других- уже нет? При температуре свыше 2562 градуса уже никаких тел не остается, а вещества есть.
Так что же делать? Вообще не давать определения этому понятию в восьмом классе. На интуитивном уровне дети уже понимают, а неверными определениями мы только сбиваем их с пути.
Самое главное! Не надо путать метапредметность с размыванием предметной области:
― Я считаю, не дело учителю химии рассказывать о правильном питании или о вреде алкоголя на уроках ― это дело биологов. Основным свойством пропорции тоже пусть занимаются математики, у них гораздо больше часов, чем у нас. Мы работаем в условиях жуткого дефицита учебного времени, и играть с общими терминами нам некогда.
В заключении дня распогодилось, общее напряжение от предстоящих ЕГЭ было снято, и педагоги разделились «по интересам». Одни отправились слушать лекцию методиста ОИГ «Дрофа-Вентана» Светланы Гавриловой «Использование современных электронных ресурсов на уроке»: новые ЭФУ радуют тем, что умеют работать без подключения к Интернету, а еще тем, что срок их действия ― 500 дней, и не с момента покупки, а с момента активации, то есть с того дня, когда класс стал им пользоваться. Расписывая возможности учебника, методист напомнила собравшимся о правилах использования ИКТ в школе: целесообразность, дозированность, сбережение здоровья ребенка.
Другие учителя посетили лекцию профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МГПУ Павла Оржековского «Мотивация, цели и личностные смыслы познания химии». Как известно, немотивированных учеников хоть час, хоть пять часов в неделю учи, а толку мало. Во многом виной тому отсутствие у детей ответственности за результаты своего обучения: их взяла на себя школа. Отчужденный ребенок не способен ни к самоорганизации, ни к инициативе.
Но мотивация учеников складывается из множества факторов: интерес, ориентация на профессию, мнение значимых сверстников и взрослых, самоутверждение, наконец. Причем, последний фактор является едва ли не самым сильным, а химия как раз способна дать ученику возможность доказать себе, на что он способен. И здесь важно не подавать материал как нечто неподъемно сложное: так мы не даем средним ученикам самоутвердиться. Оржековский советует педагогам стараться не создавать у детей представление о химии как о тяжелой науке, по которой дай бог трояк получить. Гельмгольц сделал карьеру физиолога именно так, на противостоянии ― а это очень мощный стимул.
… и в самый разгар лекции на небе засияло солнце.
Александра Чканикова
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии