25 марта 2018 г.
День дошкольного образования и предшкольной подготовки Программа дня
Всего участников: 851
Репортаж
Трудно представить себе, что еще совсем недавно детский сад не рассматривался как начальная ступень образования, никто не спешил учить пятилеток читать и писать, не измерял их знания и не тестировал УУД. Теперь все иначе – правда, задача помочь ребенку плавно и радостно войти в мир школы была актуальна всегда. Эту задачу сегодня и решали, каждый по-своему, спикеры на Марафоне.
Самый острый вопрос – подготовка, а в идеале и обучение ребенка чтению и письму. Проблемы подготовки, как известно, становятся заметны во втором-третьем классе, а корнями они уходят глубже, дальше, в младшую группу детского сада. Здесь каждый специалист предлагает свой подход. Педагог-дефектолог Галина Михайловна Зегебарт, автор системы подготовки к школе для детей от 3 лет, предлагает двигаться постепенно, мягко, в щадящем режиме. В первую очередь заниматься составными компонентами, озадачиться простыми вещами: напомнить детям, что такое вперед, назад, слева, справа; не торопиться учить буквам, а хорошенько подготовить их мозг к непривычной нагрузке. На экране перед педагогами странички из «волшебных обводилок»: петли, абстрактные формы, запутанные дорожки. Их надо не обводить, а копировать, причем начинать лучше с трех лет. – Странички напечатаны в формате А3, потому что детским рукам нужна длинная тяга, длинный жест. Можно для начала заламинировать листы и положить на пол: пусть дети повторяют эти линии, катая по ним машинки или мячики. Потом с листками можно попробовать работать стоя, сидя, разрабатывая разные группы мышц, а потом срисовать изображение при помощи копирки и превратить его в объект творчества, засыпав крупой, раскрасив, выложив линии цветными шнурочками. Если в младшей группе водить по этим петлям машинки, то в подготовительной легче будет бродить по таблице с алфавитом, находя последовательность букв. Жаль, что мы так редко используем эти полезные приемы: вспомнить пропущенные в алфавите буквы, расставить буквы по порядку, найти в таблице кусочек алфавита от А до В, от Е до З. Каждый раз мы подкидываем ребенку маленькую порцию знаний, прибавляя постепенно, чтобы все хорошо усваивалось. А уж понятийное чтение ждет нас потом, когда ребенок научится искать соответствия знаков и символов… Но здесь уговор: педагог должен на каждом этапе соблюдать правило самостоятельности. – Все проверки заданий дети выполняют сами! На воспитателе – только организация деятельности. И не бойтесь, что дети друг у друга спишут: при добром, любящем педагоге никто из детей не захочет списать. Рецепт успешного обучения письму от педагога-психолога, соавтора учебных пособий Светланы Циновской – ранняя диагностика и формирование графических навыков. По ее мнению, и двухлетнему ребенку не вредно брать в руки карандаш, а его педагогу – приглядываться, как он справляется с простыми петлями и «обводилками». – Если ребенок выполняет простейшие графические заданиям хуже остальных, то это повод насторожиться. Бывает, дети делают вид, что им неинтересно, не нравится работать с карандашом – вероятно, они таким образом просто защищаются от неуспеха. Ведь все дети хотят быть успешными, – утверждает психолог. К сожалению, на неумелую руку ребенка обычно обращают меньше внимания, чем на плохо сформированную речь. Часто и родители рассуждают так: подумаешь, он просто не любит рисовать, зато уже в шахматы играет. Педагогу не стоит успокаивать себя этими аргументами, а нужно как можно раньше обратить внимание на недостаточно развитые навыки. А рецепты против отставания всем известны – обводилки, рисовалки, прописи.
А вот подход руководителя кафедры дошкольного образования ГБОУ Школа № 950 Галины Александровны Прохоровой связан с правильным использованием интеллектуальных игр. Например, детская дислексия часто связана с тем, что у ребят не сформирован графический образ слова. Взрослым сложно понять эту проблему: для нас естественно, что «корова» пишется с двумя буквами О, а для четырехлетнего ребенка – нет. – Обычно я не учу буквам, я их просто показываю. Ребенок в какой-то момент начинает вспоминать, узнавать. Я не учу читать слова, я просто подписываю стулья именами детей, напечатанными крупным кеглем. Дети начинают распознавать – и свой стул, и свое имя. Простые и яркие карточки позволяют сформировать у детей целостность восприятия, достраивать часть до целого образа, сопоставлять, что из чего сделано, дорисовывать, домысливать. И здесь уже педагог должен решить, как лучше играть, исходя из особенностей самих детей: – Если ребенок тревожный, ему нужно создать ситуацию успеха и безопасности – например, заламинировать бумажки, чтобы он не боялся нарисовать криво или выйти за контур рисунка. Ведь наша задача – не напугать его, а обучить. Галина Александровна напомнила слушателям: мы видим и слышим не глазами и не ушами, а корой головного мозга. Объекты ничего для нас не значат, пока мы их не узнали и не отнесли к какому-то типу или классу. Для этого, например, созданы игры с тенями и объектами, которых так боятся дети и которые, увы, и сами педагоги не всегда используют эффективно. В общем, играйте как можно больше, и будет вам успешное освоение грамоты.
Педагог-организатор ГБОУ г. Москвы «Школа №69 им. Б.Ш. Окуджавы» Татьяна Николаевна Крицына также призвала педагогов не забывать, что самое главное дело в жизни ребенка – это игра. Например, развивающая, умная игра по геометрии Вячеслава Воскобовича. Особенно ценно, что Татьяна Крицына несколько лет сама работает с этими играми и на личном примере убедилась, какой успех приносит дошкольникам правильно построенная обучающая головоломка. К счастью, на ярмарке марафона авторские игры пользовались не меньшим успехом, чем прописи. Зацеплять веревочки за гладкие деревянные гвоздики, рисовать шнурком буквы, цифры и живописные каракули, распознавать графические объекты и расставлять фрагменты лабиринта – все это на деле оказывается куда более полезно и увлекательно, чем водить карандашом по скучным пунктирным линиям. Однако простые решения, вроде ярких легких игр, не для всех педагогов убедительны. Вот бы нам всем поскорее отвыкнуть от того, что все настоящее сложно, тяжело и мучительно.
Многих педагогов заинтересовала лекция «Диагностика психологической и интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста» учителя высшей категории Марьинской школы № 1566 Ирины Викторовны Ивановой. Здесь – три основных идеи. Первая: обучить навыкам чтения и письма «быстренько» не получится. Это длительный процесс, неспешный, похожий на укладку будущего образовательного фундамента. Вторая: несмотря на попытки обеспечить всем детям равные возможности, в первый класс по-прежнему приходят дети с неактивированной познавательной деятельностью, плохо и неохотно говорящие, незаинтересованные, невнимательные. Чтобы подготовить ребенка к школе, педагоги дошколки должны… помогать им развивать навыки сюжетно-ролевой игры, увлекать, учить видеть интересное в привычном. А совсем не учить буквам и не ставить почерк!
Правда, при этом Ирина Иванова отметила, что будущему первокласснику для успешной учебы необходимо развитое понятийное мышление: – Хорошо, когда ребенок, придя в школу, видит на картинке птицу и не просто говорит: «Это птица», а говорит: «Это птица снегирь». Значит, его понятийный аппарат достаточно развит. Третья идея: важно научить ребенка читать раньше, чем играть в компьютерные игры. Насыщенная и яркая визуальная среда, по мнению нейропсихологов, не позволит ему развить фантазию и научиться ценить белые листы с напечатанными буквами.
На лекции «Математика в жизни ребенка и математика для жизни» известный методист, автор множества пособий, один из соавторов популярной математической «Игралочки» Елена Евгеньевна Кочемасова рассказывала, как стоит рассуждать, решая комплексные задачи из новых пособий. – Смотрите, сколько всего в одном задании! И состав числа, и четные-нечетные, и по ходу дела рассуждаем, развиваем речь, и тренируем внимание. Все задания очень многоплановые, от мелкой моторики до общей логики рассуждений. Адептам «Игралочки» есть чем порадовать своих воспитанников: например, новая, поэтому самая любимая, тетрадка «Сказочная математика», позволяет сначала решать задачки в общем виде, а потом применять полученные знания в сказках. Расшифровывать замки на заборе, «взламывать» мобильный телефон Бабы-яги куда интереснее, чем решать примеры в столбик. Елена Евгеньевна завершила свою лекцию добрым напутствием: – Помните, если вы что-то делаете без любви и непрофессионально – это халтура. Без любви, но профессионально – рутина. Непрофессионально, но с любовью – это хобби. Профессионально и с любовью – это призвание. Так вот, желаю всем любить себя и свое призвание! … И мы с радостью присоединяемся к этому прекрасному пожеланию.
Александра Чканикова
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии