Рейтинг@Mail.ru

25 марта 2019 г.

День школьной администрации, школьного психолога и учителя ОБЖ  Программа дня

Всего участников: 445

Репортаж


Репортаж

Открывая Всероссийский педагогический марафон учебных предметов уже в восемнадцатый раз, главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик отметил, что за эти годы «все изменилось, и разговор становится более серьезным».


Действительно, за время наших ежегодных (с начала XXI века!) встреч перемены произошли практически во всех областях школьной жизни: приходят новые ценности и ведут за собой новые технологии, мы признаем право ученика на свободный выбор и индивидуальность, а его картина мира вместо клеточек расписания все больше определяется естественным процессом познания ‒ предметы интегрируются, дополняя друг друга.

Возможно, такими тенденциями отчасти и объясняется выбор предметов в этот стартовый день. Артем Симонович ‒ в шутку или всерьез ‒ предположил, что в недалеком будущем, когда межпредметность победит окончательно, основными занятиями станут физическая культура, технология, вмещающая в себя все, и ОБЖ. Именно профессиональные проблемы учителей ОБЖ серьезно и содержательно обсуждались на лекции «О новой Концепции преподавания учебного предмета „Основы безопасности жизнедеятельности“ в образовательных организациях РФ», где Валентина Мапельман, доктор философских наук, профессор МГПУ, участник рабочей группы по разработке Концепции, обратила внимание коллег на то, что сегодня нет даже ассоциации учителей этой дисциплины, сейчас идет работа по ее созданию. Нет пока стандарта по предмету. Не улучшает ситуацию и то, что Минпросвещения рекомендует всего один учебник, это тоже чревато проблемами: пособий мало, они дорогие.

Однако ОБЖ как дисциплина все увереннее ОБЖивается в школе. Наконец ‒ всего три месяца назад ‒ утверждена концепция. Она предусматривает начинать обучение с дошкольного и начального этапа. А старшеклассникам будет предложено сдавать ЕГЭ по ОБЖ, если они планируют осваивать соответствующие профессии ‒ от пожарной безопасности до организации туризма.

А Катерина Федотова, ведущий методист корпорации «Российский учебник», продолжила тему на лекции «Учебно-методические комплекты нового федерального перечня учебников по ОБЖ: практика применения и перспективы». Она говорила о том, как работа на уроке ОБЖ, как на предметном содержании развивает УУД. Этому способствует смысловое чтение, соотнесение информации с опытом ребенка, обращение к примерам из истории и литературы.

Учебники и технологии работы с ними вообще стали одной из центральных тем дня, ведь их содержание и «архитектура» отражают все современные образовательные тенденции. Об этом шла речь на круглом столе «Современная цифровая школа. Опыт апробации в Московской области». Артем Соловейчик в контексте разговора о современной жизни и цифровом образовании рассказал участникам Марафона об успешном применении технологии Цифровой класс, когда на урок весь класс получает планшеты ‒ и образовательное пространство разительно меняется. Учитель понимает, что происходит с каждым ребенком в эту минуту и может корректировать ход урока.

Главный редактор издательского дома «Первое сентября» продолжил эту тему на лекции «Метаучебник. Современное пространство знаний», где говорилось о том, что цифровые технологии позволяют не делить знания на предметные и урочные обрывки, а выстраивать вместе с ребенком единую картину мира. И одновременно сосредоточиться на изучаемом фрагменте, вставить этот кусочек в огромный пазл бесконечно расширяющегося знания.

Одним словом, и индустрия учебников, и школа все больше поворачиваются лицом к ребенку ‒ его индивидуальности, интересам, к возрастным и поколенческим особенностям.

Это стремление было особенно наглядным на лекции «Специфика психологических особенностей детей цифрового поколения» Елены Пучковой, кандидата психологических наук, заведующей кафедрой психологии труда и психологического консультирования МПГУ, где зал был полон, а студенты сидели даже на ступенях аудитории. Здесь речь шла о том, как меняет ребенка цифровая среда, ставшая средой обитания ‒ от игромании до киберсоциализации. О преимуществах и рисках, и даже о том, что Марк Цукерберг выбрал для своих детей школу, где нет доступа в интернет. О том, что ребенок стал другим ‒ не лучше, не хуже. Просто жизнь в киберпространстве меняет высшие функции, когнитивное развитие, а мы должны учитывать это. В частности, усиливать игровую и трудовую деятельность. Дети стали более индивидуалистичными и прагматичными, жаждут поощрения ‒ значит, нужно пересматривать систему оценивания с учетом этой потребности в успехе и публичном признании.

А если ребенку некомфортно, он не умеет управлять своим поведением, справляться с трудностями? В поисках ответа на этот вопрос можно было отправиться на лекцию «Метафорические карты „Зонтики“ как инструмент работы со школьными стрессами», чтобы послушать Галину Гераськину, клинического психолога, сотрудника Центра психотерапии и психоанализа. Используя карты с симпатичными картинками, можно научить ребенка выбирать поведенческие стратегии, позволяющие ему совладать со своим состоянием, справляться с трудностями. Он осознает, например, чувство тревоги и успокоится, когда увидит весь ландшафт ситуации (из чего она состоит, бывало ли так раньше, чем грозит), оценит или привлечет недостающие ресурсы, спланирует действия. За этим следует оценка результатов: была ли стратегия успешной, и если нет, не будем ее повторять.

Так ребенок осваивает способ деятельности, используя разные зонты-стратегии. Их выбор может стать поводом для обсуждения: какие выбирают, как часто. Это тоже дает повод поговорить.

Подобное ‒ бережное и вдумчивое ‒ отношение к ребенку распространяется не только среди психологов, но и приходит в повседневную педагогику. В этом можно было убедиться, заглянув в соседнюю аудиторию на лекцию ведущего методиста методического центра управленческих и информационных технологий корпорации «Российский учебник» Олега Соколова «Возможности УМК Федерального перечня как фактор развития архитектуры образовательного пространства школы».

Здесь участники Марафона обсуждали, в частности, мотивацию учения. Сегодня педагоги должны организовать не изучение абстрактного знания, а строить образование на решении конкретных жизненных задач, создавать ситуации для добывания знаний. Это как с заработанными деньгами ‒ их ценят неизмеримо выше полученных просто так. Вот и самостоятельно добытые знания неизмеримо более ценны для ребенка. Поэтому мы вслед за Карлом Роджерсом стремимся не вести детей, а организуем деятельность и общение учеников. Ребенку в школе должно быть умеренно трудно и интересно, должна быть свобода выбора ‒ тогда и рождается радость от деятельности.

Ведь именно ради этого мы и собираемся уже в восемнадцатый раз на Педагогическом марафоне.

Елена Куценко

Образовательный центр «Филиппок», МПГУ, Корпорация «Российский учебник», Издательство «Генезис», Издательство «Экзамен-Медиа», Компания «ЯКЛАСС»

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Образовательный центр «Филиппок»

Мастер-класс

Анализ текущих проблем и эффективные техники принятия решений

ЕРОХИНА Л. А., практикующий тренер, супервизор, семейный психолог, ведущий специалист Образовательного Центра «Филиппок»;
ЕФИМОВА Е. С., детский психолог, тьютор, главный специалист образовательного центра «Филиппок»


Лекция

Специфика психологических особенностей детей цифрового поколения

ПУЧКОВА Е. Б., к.психол.н., заведующий кафедрой психологии труда и психологического консультирования МПГУ


Лекции

О новой Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях РФ

(40 мин.)

МАПЕЛЬМАН В. М., доктор философских наук, профессор МГПУ, участник рабочей группы по разработке Концепции


Учебно-методические комплекты нового федерального перечня учебников по ОБЖ: практика применения и перспективы

(35 мин.)

ФЕДОТОВА К. Н., ведущий методист корпорации «Российский учебник»


Круглый стол

Современная цифровая школа. Опыт апробации в Московской области

СОЛОВЕЙЧИК А. С., Психолог, педагог, издатель, главный редактор ИД «Первое сентября»;
МАМОНТОВ Д. И., канд. техн. наук, автор и соавтор концепций всех серий курсов компании «ФИЗИКОН», составитель и соавтор более 100 интерактивных курсов для школ по математике, информатике, естествознанию, физике, астрономии, химии, биологии, ОРКСЭ


 11829%
 16741%
 184%
 10926%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Возможности УМК Федерального перечня как фактор развития архитектуры образовательного пространства школы

СОКОЛОВ О. И., ведущий методист методического центра управленческих и информационных технологий корпорации «Российский учебник»


Издательство «Генезис»

Лекция

Метафорические карты «Зонтики» как инструмент работы со школьными стрессами

ГЕРАСЬКИНА Г. В., клинический психолог, сотрудник Центра Психотерапии и Психоанализа (г. Москва), психолог в некоммерческой ассоциации развития детско-юношеского водного спорта «АККУММ»


Лекции

Дополнительное профессиональное образование в области БЖД и роль периодических научно-методических изданий в совершенствовании методики преподавания ОБЖ

(25 мин.)

КРАВЧЕНКО А. В., к.п.н., доцент кафедры медицины и БЖД МПГУ


Образовательный оборонно-спортивный проект «Защитник Будущего»

(25 мин.)

НЕКРУТОВ С. С., руководитель АНО «Военно-спортивная лига» ДОСААФ России


Использование подручных средств спасения и наглядности для оживления уроков ОБЖ

(25 мин.)

ПЕТРОВ С. В., к.юр.н., профессор кафедры медицины и БЖД МПГУ, академик Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ)


Лекция

Метаучебник. Современное пространство знаний

СОЛОВЕЙЧИК А. С., Психолог, педагог, издатель, главный редактор ИД «Первое сентября»


Компания «ЯКЛАСС»
Презентация

Развитие учебной самостоятельности средствами цифровой среды

ПЕТРОВА Н. В., учитель математики ГБОУ СОШ №1416 г. Москвы, администратор «ЯКласс»


 215%
 29076%
 267%
 4612%
13:45 – 15:00

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Программный комплекс «Библиотека электронных образовательных ресурсов»

СВЕТИЧ Е. Г., к.п.н., руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО НЦИО


Интерактивная лекция

Управление педагогическими конфликтами

ФОМИНОВА А. Н., кандидат психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института детства


Лекции

Практико-ориентированное обучение ОБЖ

(20 мин.)

МОШКИН В. Н., доктор педагогических наук, профессор кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности МПГУ


Опыт работы с кадетскими классами

(20 мин.)

ПЕТРУСЕВИЧ Е. А., заместитель директора ГБОУ школа №1360


Новые Правила организации и проведения в образовательных организациях соревнований «Школа безопасности». Движение «Школа безопасности» ‒ итоги 25-летней деятельности

(20 мин.)

ЕРШОВА Н. М., заместитель председателя Высшего Совета РОССОЮЗСПАСа, председатель Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»


Выступление кадетского класса «Кадет-шоу»

(15 мин.)

АБГАРОВ Л. С., воспитатель кадетских классов ГБОУ школа города Москвы №1360


Яндекс.Учебник

Лекция

Цифровые образовательные ресурсы для начальной школы на примере сервиса Яндекс.Учебник

САВИЦКАЯ И. И., менеджер проектов;
ПЛАСТИНИНА А. А., специалист по работе со школами в Москве


 164%
 33183%
 328%
 195%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии