Рейтинг@Mail.ru

28 марта 2019 г.

День учителя начальной школы (день 2-й)  Программа дня

Всего участников: 408

Репортаж

Репортаж

Программа Дня была посвящена реализации ФГОС НОО. Рассказывали об обновлённых УМК и обновленных линейках учебников. Еще о вариативном обучении, о значении каллиграфии – и это еще не всё, было даже про зоопарк!


Начнем с реализации. На таком предмете и на другом, таким образом и другим, привычными инструментами или через IT – нам снова и снова открывали таблицы: требуемые результаты, формируемые компетенции, функциональная грамотность, УУД. На девятом году введения ФГОС НОО в штатный режим мы продолжаем «учить слова», поскольку за них держатся авторы вечно обновляемых УМК, комментируя свои методические разработки: «знания» – это, «развитие» – это… На самом деле, новость одна: действия ученика и учителя расписываются все более подробно, содержание структурируется более жестко – и авторы не скрывают, что «работа в команде» – это, на самом деле, нереально, счастье, если в паре, что спрашивать детей «что нового узнали» – бессмысленно, они не поймут, чего вы хотите… образец вместо «своего пути», а прогнозировать дети не готовы, надо их правильно вести к нужному знанию. А раз так, идеально – когда учебник можно прочесть и всё точно понять. К сожалению, эта стратегия успешных (загрифованных) авторов УМК расходится с задачами, которые ставит перед учителями ФГОС НОО, и с целями учителей.

А с другой стороны – свет и радость. Лекция «Вариативное обучение в классах начального общего образования: учим всех эффективно» (Т.Л. Мишакина, Заслуженный учитель РФ), была про совсем другую точность и четкость в работе учителя. Не должно быть места небрежности и случайности в подборе упражнений, а это значит, всегда думайте, вникайте, стройте систему, идите от простого к сложному – и не скрывайте от детей логики их продвижения, разговаривайте. Основной риторический прием лектора – субъективация ученика за счет его отождествления со слушателями: «А вам нравится читать книгу не в своем темпе? А у ребенка если дыхания не хватает?»… «А вы зачем это на дом задали – чтобы у бабушки давление поднялось? Может быть, вы не знаете, что и у детей тоже бывает давление?»

– Главное – дайте путь к росту, не проявляйте учительскую алчность! У учителя, который слышит ребенка, всегда найдется прием его поддержки. Много жалоб на плохую речь детей, но речь не может стать хорошей без разговоров, без общения, на одних только упражнениях и упреках.

О важности общения в обучении рассказывала и В.Ю. Романова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Ее лекция «Учебный диалог как основа развития коммуникативной грамотности» завершилась аплодисментами, еще бы:

– Если ученик пришел в пятый класс настроенным на позитивное общение с учителями, на обсуждение учебных проблем, умеет без страха проговаривать свою точку зрения, – его учитель начальной школы работал правильно.

Позитивный настрой на учителя – едва ли не новая актуальная компетенция выпускника начальной школы. Волкова Е.В., учитель начальных классов Многопрофильной школы № 1374, сама являла пример доброго человека, когда раскрывала тему «Подходы к формированию базовых навыков письма в условиях цифровизации». Речь шла о каллиграфии и чудесах облагораживания, которые она содержит: рука, глаз, эстетический образ, аккуратность. Красивые росчерки – не пустое дело. Каждый ли может свое имя написать с росчерком?

– Каллиграфия не запрещает свое отношение к букве, я предлагаю поощрять личные завитушки и говорить о них... да, ребенок может считать, что он сделал лучше, чем в образце – а так ли?

И все дальнейшее – показ многих возможностей занятий каллиграфией, в том числе развитие прописанных во ФГОС умений сравнивать, корректировать… А можно и проект вести! (Например, мальчик изучал почерки по переписке бабушки и дедушки, исследовал элементы букв – кстати, догадайтесь о выводах). В общем, самое нужное и правильное реализуется не через казенные слова из таблиц, а по наитию и душевной предрасположенности педагога. Однако – опять к словам! Сверх программы на Марафон пришел Максим Антошин, кандидат педагогических наук, автор пособий издательства «Просвещение» с темой «Что является ключевым в формировании грамотности младших школьников». Искушенный учитель сразу стал спрашивать: какой именно грамотности? Их ведь, этих грамотностей, штук сто разных.

И то, что последовало дальше – очень важно:

– Раньше, вроде, с грамотностью было ясно: научить писать-читать-считать. Но постепенно на эту основу добавились многие наслоения: читательская, математическая, экономическая, информационная… Функциональная – это очень широко, это вообще способность жить. А если взять только читательскую, то сюда и смысловое чтение (термин из концепции УУД), и читательская грамотность (термин из международных исследований), и литературное чтение…И на все про все не короткий список целей – от «понимать чужое» до «сочинять свое». Более того, по ФГОС НОО они формулируются в одной терминологии, по PIRLS в другой, а в ПООП НОО названо еще как-то… Необходима нормализация терминов и понятий, доведение их до рабочего состояния, чтобы люди говорили о том, что действительно делают, и делали то, о чем рассказывают.

Было бы здорово. Для удержания хорошего настроения – бонус. Яндекс.Учебник открыл «Новый сервис для учителей начальной школы» – сайт 123.ya.ru Там для 2–4 класса более 5000 заданий по русскому и математике, из которых вы может брать для своего урока то, что вам подходит. Проверено, там всё летает!

Людмила Кожурина

Образовательный интернет-портал «Школьная видеотека Разумного», Корпорация «Российский учебник», Издательство «Просвещение», Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», Издательство «Экзамен»

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Образовательный интернет-портал «Школьная видеотека Разумного»

Семинар

Образовательные и воспитательные ресурсы зоопарка и ботанического сада

РАЗУМНЫЙ Д. В., к.п.н., автор-разработчик учебного видео, редактор портала «Школьная видеотека Разумного»;
ЛАЗАРЕВА Н. С., н.с. Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород»;
КАДЕТОВА А. А., н.с. Московского зоопарка;
МИГУНОВА Е. Я., к.б.н., с.н.с. Московского зоопарка


Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Учебный диалог как основа развития коммуникативной грамотности

РОМАНОВА В. Ю., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»


Издательство «Просвещение»

Лекция

Реализация ФГОС НОО в обновлённом УМК «Технология. 1‒4 классы» авт. Н.И. Роговцева и др.

АНАЩЕНКОВА С. В., член авторского коллектива УМК «Технология. 1–4 классы» авт. Н.И. Роговцева и др. («Перспектива»)


Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Вариативное обучение в классах начального общего образования: учим всех эффективно

МИШАКИНА Т. Л., отличник народного просвещения,Заслуженный учитель РФ, Лауреат конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования»


 4611%
 4210%
 359%
 28870%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Издательство «Экзамен»

Лекция

Подходы к формированию базовых навыков письма в условиях современной цифровизации

ВОЛКОВА Е. В., председатель Ассоциации учителей начальных классов города Москвы, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 158 г. Москвы, почетный работник образования города Москвы


Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Смысловое чтение как планируемый результат обучения младших школьников

ХОМЯКОВА И. С., к.п.н., старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»


Издательство «Просвещение»

Лекция

Обновленная линия учебников «Перспектива» по литературному чтению в ФПУ 2018 года

БОЙКИНА М. В., преподаватель кафедры начального, основного и среднего образования СПбАППО, автор учебников и пособий в области дошкольного и начального образования


 20553%
 15340%
 277%
13:45 – 15:00

Издательство «Экзамен»

Лекция

Подготовка к диагностике учащихся начальной школы в рамках внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)

ТРОФИМОВА Е. В., учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ Школа № 1208 г. Москвы им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова


Издательство «Просвещение»

Лекция

Учебник математики «Сферы»: формируем функциональную математическую грамотность у младших школьников

ИГУШЕВА И. А., заведующий Редакцией русского языка и литературного чтения Центра начального образования АО «Издательство «Просвещение»


Издательство «Просвещение»

Лекция

Что является ключевым в формировании грамотности младших школьников (Система «Школа России», система «Перспектива»)

БАБУШКИНА Т. В., заведующий кафедрой русского языка с методикой начального обучения Тверского государственного университета, к.ф.н., доцент кафедры РясМНО, автор учебников системы «Перспектива»


Яндекс.Учебник

Лекция

Практика использования цифрового ресурса в начальной школе на примере сервиса Яндекс.Учебник

ПЛАСТИНИНА А. А., специалист по работе со школами в Москве


 16843%
 4010%
 11730%
 6917%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии